Требуются творческие кадры

Участники республиканского форума наметили векторы развития системы образования

«Образование. Государство. Общество» – под таким названием 15-16 марта в Сыктывкаре прошел Республиканский образовательный форум, собравший более 800 участников. На 12 дискуссионных площадках педагоги, родители, студенты педагогического вуза, работодатели и общественники обсуждали самые актуальные проблемы современного образования на всех его ступенях – от детского сада до вуза и дополнительного профессионального образования.

IMG_2157 справа Моисеева-Архипова

На обсуждение были вынесены вопросы обеспечения прав и законных интересов детей в современных условиях, сохранения их здоровья, модернизации и совершенствования образовательных технологий, консолидации ресурсов бизнеса, государства и образования в развитии региональной системы профессионального образования и многие другие. Одной из ключевых стала тема подготовки учительских кадров. Ведь именно от учителя зависит то, какими будут его выпускники. Разговор о профессиональных и личностных качествах педагога происходил в рамках круглого стола «Тенденции развития образования: кто, чему и как учит учителя?»

Открывая дискуссию, и.о. министра образования республики Светлана Моисеева-Архипова сразу определила основную задачу форума: собрать мнения, определить векторы развития, чтобы в дальнейшем принять управленческие решения.

– Образование – это та сфера, которая касается каждого. Это не конференция, где будут представлены традиционные доклады с вынесением резолюций, а открытый диалог с общественностью, представителями органов власти, участниками образовательного процесса, общественных организаций. Сегодня мы пытаемся отойти от знаниевых технологий, когда учитель сам с собой ведет беседу у доски, и нацелены на конструктивный диалог учителя и ученика, учителя и родителей. Мы очень много делаем, но, к сожалению, не умеем предъявлять результаты своего труда. А хотелось бы, чтобы нас увидели несколько с иной стороны, что в школе не так уж все плохо, но все же есть проблемы, которые нам предстоит решать, – сказала Светлана Моисеева-Архипова.

По словам министра, необходимость в переменах диктует само время. Современные дети – совсем не те, что были несколько лет назад, они подчас владеют гаджетами и техникой лучше, чем учителя, да и знают немало. Поэтому процесс перестройки надо начинать с педагогического сообщества, чтобы личность учителя была интересной для детей, потому что ребенок сначала влюбляется в учителя, а только потом уже – в его предмет.

От имени родительского сообщества выступила журналист Полина Романова. Она отметила, что сегодня учителя умеют дать знания, подготовить к ЕГЭ, сдать отчеты, которые от них требуются, но не все способны выходить за рамки стереотипов. В то время как учитель, умеющий мыслить нестереотипно, не будет и другого загонять в рамки, он умеет уважать интересы и увлечения ребенка, если таковые имеются. А вот если таковых не имеется, это уже проблема родителей. По мнению Полины Романовой, зачастую самым важным для учителя является его предмет, и он все силы бросает на то, чтобы добиться от учеников хороших знаний. Но не обязательно каждый ребенок должен знать его предмет в совершенстве. Тем более если в дальнейшем он не планирует поступать в вуз.

– Я жду от учителя широкого взгляда на жизнь и на профессию – свою и будущую ребенка. Дети часто замордованы, думая, что вся их жизнь – это школа. А школа – это всего лишь часть общей мозаики. И еще один момент: светское государство сделало нас толерантными, а зачастую за этим понятием кроется именно отсутствие принципов. В этом случае не получится научить ребенка отстаивать свою точку зрения, – подытожила журналистка.

Говоря о том, какими сегодня приходят на работу молодые педагоги, заместитель директора лицея при СГУ Светлана Семукова отметила, что им не хватает практики, поэтому во время учебы нужно выделять на нее больше часов, чтобы они могли погрузиться в атмосферу урока. Кроме того, современный учитель должен быть подкован в современных технологиях, чтобы, придя в школу, он знал, что такое интерактивная доска, электронный журнал и учебник, и умел ими пользоваться. Однако пока это является слабым звеном.

Кроме того, молодые педагоги очень слабо владеют психологическими знаниями, что порождает конфликтные ситуации.

По словам доцента Сыктывкарского госуниверситета, координатора проекта по модернизации педагогического образования Ольги Уваровской, в университете разработаны новые подходы в подготовке учителей школ, отрабатываются четыре модели – академический бакалавриат, исследовательская магистратура, прикладной бакалавриат и профессиональная педагогическая магистратура. Имеется также возможность обучения в аспирантуре и дополнительного профобразования. В рамках этого выстраивается многоступенчатая система подготовки учителя и сопровождения его педагогической карьеры.

– Эти четыре модели работают в сетевом взаимодействии друг с другом. Чтобы организовать такую модель преподавания, мы переходим на модульный учебный план, – рассказала Ольга Уваровская. – Причем каждый модуль начинается и заканчивается педпрактикой, поэтому она непрерывна и идет на протяжении всех четырех лет обучения на практическом бакалавриате. Мы сегодня также выстроили работу в институте педагогики и психологии, и в рамках педпрактики студенты проходят научно-исследовательскую работу, чтобы потом проектировать образовательную траекторию каждого ученика. Все это даст нам возможность примерно через три года дать школе учителя, обладающего всеми качествами, обозначенными в профессиональном стандарте педагога.

Тему личностных качеств педагога, заданную Полиной Романовой, продолжили молодые учителя, уже поработавшие в школе. Педагог Елена Ершова заявила, что нужно ужесточить правила приема в педвузы и ввести творческое испытание. Она процитировала слова директора класс-центра Москвы Сергея Казарновского о том, что будущих учителей нужно отбирать точно так же, как в театральный вуз. Потому что учитель – это в первую очередь творческая профессия. Ведь каждый человек рождается с чувством собственного достоинства. А любой процесс приобщения к жизни, обучения, воспитания – в какой-то степени процесс принуждения. Как принуждать, не умаляя чувства собственного достоинства?

Это искусство. Сделать это может только художник.

Молодой преподаватель Екатерина Тюлькина затронула тему профессионального призвания.

– Вопрос «А для чего я хочу быть учителем?» нужно ставить себе, еще учась в школе, – заявила она. – Второй раз он должен прозвучать на первых занятиях в вузе. Стоит спросить себя: «Мое ли это место?» Если не мое – бегите оттуда: не надо мучить себя, детей и педагогов. Мне лично было мучительно стыдно, когда я узнала, что в СГУ на филфаке учится моя выпускница с самым низким баллом по русскому языку. К примеру, пятьдесят лет назад в педагогический вуз поступали, потому что это было престижно, можно было даже квартиру получить. А сегодня с какой целью идут туда выпускники школ?

Видно, отвечать честно на этот вопрос сидевшим в зале студентам не очень хотелось, потому что только одна из студенток гордо заявила, что еще со школьной скамьи мечтала быть учителем биологии, потому и поступила в педвуз. «Это просто возможность поступить в вуз с низким проходным баллом», – уверенно прокомментировал молчание студентов один из преподавателей университета.

Заместитель директора Института развития образования СГУ Екатерина Свирелкина отметила, что руководители образовательных учреждений сегодня смутно представляют пути собственного развития и саморазвития педагогов. Возрастные учителя, придя на курсы повышения, ожидают, что им расскажут о современных подходах, а они пойдут и будут эти технологии применять в своей деятельности. К сожалению, это нельзя назвать творческим подходом. В основном пока в образовании преобладает заформализованный подход, недостаточно используется исследовательский метод. По разным данным, не менее 70 процентов учителей из числа занимающихся опытной экспериментальной работой  слабо владеют этими технологиями. Решение данной проблемы – исследовательски ориентированный подход к повышению квалификации. С этой целью для повышения квалификации учителей привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава всех 12 институтов университета.

По окончании первого рабочего дня состоялось пленарное заседание, в котором принял участие врио главы республики Сергей Гапликов. Руководитель региона напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу сделать российскую школу одной из лучших в мире и призвал участников форума шире смотреть на возможности развития сферы образования. Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Решить эту задачу невозможно без обеспечения максимально хороших условий для получения образования. Это касается и детских садов, и школ, и учреждений дополнительного, профессионального образования, вузов.

Руководитель региона обратил внимание на необходимость достижения равных возможностей для получения образования через повсеместное использование технологий дистанционного обучения. С этой целью в республике запущен пилотный проект по обеспечению современными видами связи отдаленных населенных пунктов. Отдельный блок работы, по мнению руководителя республики, – педагогические кадры. Без качественно подготовленных специалистов новые здания и информационные технологии будут бесполезны.

– Это касается детских садов, где сегодня только половина воспитателей имеет высшее образование. Мы не говорим о том, что нужно заменить опытных воспитателей, – важно дать им возможность повысить их профессиональный уровень, в том числе и с использованием дистанционных технологий, чтобы не отрывать их надолго от работы. Это касается и подготовки учителей, – отметил Сергей Гапликов.

Говоря о трудоустройстве молодых педагогов, руководитель республики отметил, что каждый молодой специалист должен найти работу. Он обратился с просьбой к министерству образования республики более внимательно подходить к вопросам прогнозной потребности в педагогических кадрах, понимать потребность не только на текущий год, но и на несколько лет вперед.

Подводя итог, руководитель региона призвал педагогов делать все, чтобы образование было качественным и доступным, а республика стала привлекательным регионом для получения образования и для работы.

– Только тогда наши дети будут оставаться здесь, а выпускники из других регионов стремиться приезжать к нам. Я очень хочу, чтобы все жители республики ставили перед собой высокие цели. Нам нужно просто чуть больше веры в то, что мы способны изменить жизнь к лучшему. А моя задача как руководителя – сделать все, чтобы изменения к лучшему проявились насколько возможно быстрее и затронули жизнь каждого жителя нашей республики, – заключил Сергей Гапликов.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_2155

Оставьте первый комментарий для "Требуются творческие кадры"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.