Как попасть в сети

Товаропроизводители республики разработали предложения для предстоящего форума предпринимателей

Вопросы взаимодействия местных производителей и руководства торговых сетей необходимо решать на уровне власти, поскольку с приходом на рынок республики новых сетевых ритейлеров реализовать местный продукт становится все труднее. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном проблемам малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства. Круглый стол стал одной из дискуссионных площадок по выработке вопросов к предстоящему 22 марта форуму «Предпринимательская инициатива-2016».

Модераторами круглого стола были представители НКО «Торговая организация «Нота» Галина Лапшина и Максим Маркушев, а также вице-президент Торгово-промышленной палаты республики Михаил Заварин. В ходе разговора предприниматели обозначили целый ряд болевых точек, тормозящих развитие их бизнеса и не позволяющих достойно конкурировать на рынке сбыта республики даже с соседями-кировчанами. Руководитель компании по переработке рыбы Алексей Кретов рассказал, что работать на взаимовыгодных условиях с федеральными сетевиками очень тяжело, условия, которые они прописывают в договорах, носят ультимативный характер: шаг вправо или влево – штраф, не согласен – не подписывай. Товар приходится продавать по очень завышенной цене, а покупатели свои деньги считают и предпочитают брать дешевые продукты.

– Спрос на рыбу падает, люди идут за дешевой колбасой. Ну не бывает колбасы за 70 рублей килограмм, – возмущался Алексей Кретов. – Тем не менее эту колбасу рекламируют, хотя за такую рекламу вообще сажать надо.

По словам предпринимателя, чтобы как-то выживать и не зависеть во всем от реализаторов, ему пришлось открыть в Сыктывкаре два фирменных киоска, и эффект сразу дал о себе знать. Он подумывает о том, чтобы открыть еще такие же точки, однако для развития нужно брать кредиты, а банки сегодня душат процентами.

– Если хотя бы под 5-7 процентов давали, можно было бы брать, а так это же кабала, – посетовал Алексей Кретов.

– Дело не в высоких ценах, вы и не должны дешево продавать, просто надо проявлять коммерческую активность. А то у нас в городе практически нет фирменных магазинов.

Креативнее надо быть, – настойчиво наседал на предпринимателей Максим Маркушев. – Надо учиться продвигать свой товар. Если мы будем сидеть на пятой точке и ждать, когда наш товар чудесным образом появится на полках магазинов, никакая власть не сможет нам помочь. Безусловно, заинтересованные министерства должны разработать некую программу развития малого и среднего бизнеса с учетом существующих реалий, но и мы должны меняться вместе с властью. Вот тут жалуются, что магазины берут картошку по бросовой цене, и производителю это себе в убыток. А зачем продавать ее в сезон за копейки? Уберите ее в хранилища, а зимой вымойте и сдавайте по нормальной цене. И вообще, у нас что, других магазинов нет, кроме сетей?

– У меня есть точные данные: в Сыктывкаре сегодня 800 продуктовых магазинов, – поддержала его Галина Лапшина. – Предлагайте, что нужно сделать, чтобы ваша продукция попадала на их прилавки. Я, например, знаю один столичный магазин, где есть разнообразные местные товары, за которыми всегда стоит очередь. Я, когда туда зашла, поразилась: это прекрасная альтернатива нашим ярмаркам выходного дня.

Однако, по словам того же Алексея Кретова, оптимистичные призывы Максима Маркушева при всей их разумности на самом деле совершенно «оторваны от земли». Большинство сыктывкарских магазинов – это маленькие продуктовые лавки, в которых продают только самое необходимое. К тому же представлять свою продукцию хотелось бы не где-нибудь на окраине Лесозавода, а в центре города. И еще одна проблема сбыта: земледелец умеет выращивать овощи, но не всегда умеет их продать. Для этого нужен менеджер по продажам.

В качестве выхода из ситуации предприниматели предлагали создать региональные торговые сети и объединиться в потребительские кооперативы. Таким образом хозяевам личных подворий, фермерам и товаропроизводителям было бы проще решать вопросы сбыта. Хотя при всей заманчивости этой идеи сами предприниматели понимают, что сделать это будет непросто. Во-первых, тут нужна активность и желание каждого, а это в свою очередь обусловлено личным интересом. Нужно собраться и договориться с учетом всех мнений. А пока предпринимательская активность не настолько высока, чтобы решить этот вопрос самостоятельно.

– Вы можете себе представить, что сто комяков соберутся за одним столом и договорятся о чем-то? – в своей ироничной манере усомнился в идее кооперации Максим Маркушев.

Несмотря на оскорбительный тон подобного заявления, фермеры не могли не согласиться с тем, что вряд ли им самостоятельно удастся урегулировать все моменты, поэтому желательно бы, чтобы вопросы разработки механизма формирования и развития кооперативных отношений решались на республиканском уровне. Иными словами это дело надо передать минсельхозу и минэкономики.

В свою очередь представитель министерства сельского хозяйства Наталья Колбасюк рассказала о своей поездке в Новгородскую область, где встретилась с кооперативом из 18 фермеров, которые, объединившись, организовали отдел оптовых продаж и продают свои овощи через федеральную сеть «Лента».

– Нужно просто найти точки соприкосновения, которые были бы выгодны каждому. Давайте их искать, – предложила она.

Представитель «Опоры России» Павел Поташов в качестве реальной меры, позволяющей дышать не только крупным, но и мелким торговым точкам, высказал предложение на уровне республиканской власти запретить крупным супермаркетам работать в выходные, тем самым освобождая рынок для местных мелких торговцев. По его словам, такая практика существует в Европе.

В итоге встречи ее участники пришли к тому, что министерству сельского хозяйства и министерству экономики необходимо разработать программы развития малого и среднего бизнеса с учетом реальной практики и хотя бы на ближайшие десять лет.

– А то сейчас нет ни одного документа, в котором я как житель республики мог бы понять, куда мы идем в этой сфере и какие у нас перспективы развития. А если нет плана, непонятно, куда двигаться. Кроме того, профильные министерства должны взять на себя направляющую и обучающую функцию, – подытожил Максим Маркушев.

Галина ГАЕВА

1 Комментарий для "Как попасть в сети"

  1. Максиму надо выбирать выражения, сам он «Хомяк», а редакторам прежде чем разместить, поправлять такие провокационный ошибки. «Вы можете себе представить, что сто комяков соберутся за одним столом и договорятся о чем-то? – в своей ироничной манере усомнился в идее кооперации Максим Маркушев.»

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.