Все как у людей

В Сыктывкар приехала коллекция антикварных кукол

В минувшую субботу в Центре культурных инициатив «Югор» открылась выставка «Путешествие в мир кукол». Более трехсот экземпляров антикварных кукол привезла из Москвы коллекционер и искусствовед Марина Политова.

IMG_1490

Коллекция имеет официальное начало – 11 декабря 1999 года. Тогда на день рождения Марина Политова получила от матери в подарок роскошную куклу по имени Ванесса. Встреча с миниатюрной фарфоровой девочкой в невероятном бархатном бордовом платье стала знаменательной. После этого началась «погоня за кукольной красотой»: будущие части коллекций дарили родственники, что-то покупалось на выделенные деньги. Уже занимаясь искусствоведением, Марина Политова окончательно посвятила себя этому игрушечному миру. И вот уже неполные 17 лет куклы – это ее профессия и страсть.

Сейчас коллекция состоит из более семисот экспонатов: куклы театральные, традиционные народные, этнографические, кукла-оберег, советские, современные авторские. Все они хранятся дома у Марины Политовой, в том числе и самая первая – Ванесса.

– Когда-то с ними играли, переодевали, поили чаем, мыли. Также они хранятся и у меня, хотя, конечно, в ванной я с ними не купаюсь, – рассказала хозяйка кукол. – Они сидят, стоят, лежат среди других вещей: кто на антикварной мебели, кто на современной, где им удобнее и безопаснее.

Не все элементы коллекции выездные в силу своей ценности. В Сыктывкаре выставлены ее «жемчужины» – антикварные куклы. Все они принадлежат «золотому веку» индустрии и датируются 1830-1930 годами. В Коми их привезли в старых кожаных чемоданах, которые для транспортировки хрупких вещей подходят куда лучше современных. Беспокойство за сохранность каждой куклы у Марины Политовой практически материнское.

– Даже те, кто коллекционирует марки или фарфоровые чашки, скажут, что у предмета есть душа, – рассказывает коллекционер. – Что же говорить о куклах, которые созданы по образу и подобию человека? Для меня они все живые, все они члены семьи. Это неотъемлемая часть моей жизни, без которой уже нельзя.

Все куклы из коллекции приобретены не из желания обладать вещью, а потому что у них есть история, поясняет искусствовед. Связь с будущим хозяином может появиться мгновенно, когда на интернет-аукционе видишь фотографию. Сравнивая это чувство с любовью с первого взгляда, Марина Политова вспоминает одно из самых интересных своих приобретений:

– Я купила куклу с безумно злым лицом, не знаю зачем. Она просто злая, и все. Я решила привезти ее домой и переодеть, но лицо все равно оставалось прежним. Я не любитель мистики, но, когда началась работа над выставками и эту куклу начали вывозить, она как будто оттаяла.

Такое отношение к куклам, воспринимаемым в большинстве своем как детское увлечение, многие называют «чудачеством». На это Марина Политова отвечает, что не чувствовала неприязни к себе из-за коллекционирования. Ее семья всегда была чем-то увлечена: от марок до фигурок слонов; сама профессия искусствоведа наполняла ее восторгом.

«Путешествие в мир кукол» изначально задумывалось как образовательный проект с циклом лекций о куклах. После этого поступили предложения об организации индивидуальной выставки. Последние пять месяцев были посвящены доработке экспозиции – ради этого пришлось оставить работу. Сейчас это полноценные экскурсии с погружением в материал: уже на открытии Марина Политова сама провела собравшихся по выставке и посвятила в тайны типажей и видов кукол, традиции их создания. Значительную часть экспозиции составили немецкие и французские куклы, которые пользовались особой популярностью в то время: младенцы, девочки, дамы. За платьями скрывались как мягкие тряпичные или кожаные тела, так и композитные или восковые, от статичных кукол до подвижных, от двухсантиметровых до метровых. Фарфоровые лица вовсе не скрывали пустоту: внутри голов находились сложные механизмы. Куклы-потешницы могли иметь несколько выражений: на выставке представлена игрушка с тремя – радостным, плачущим и спящим.

Важнейшая информация о кукле находится на затылке: там располагается клеймо производителя. Рассказывая об этой детали, Марина Политова не могла не привести историю из личного опыта. На блошином рынке она приобрела двух кукол, но сразу же проверить их принадлежность не смогла. Уже дома обнаружилось, что одна из них – дама в кринолине – невероятно редкая русская вещь, которая стоила в десять раз дороже, чем за нее просили.

Существенную часть экспозиции занял игровой антураж: одежда, украшения, столики, кухонная утварь. Царство миниатюрных чашек и блюдец, изящество кружев должны были максимально приблизить кукол к людям. Одна из площадок выставки была специально создана, чтобы показать, как элементы настоящей жизни перетекали в игрушечную и обратно. Так, фасоны платьев кукол повторяли реальные, хотя сами модные тенденции приходили как раз от фарфоровых красавиц. Их создавали во Франции, которая задавала стиль всей Европе. Кукла во все времена отражала общество, и сегодня она очень социальна и позволяет показать, как изменялись предпочтения людей, их вкусы, взгляды, представления о красоте.

Для Марины Политовой неизменным остается только одно – равная любовь к абсолютно всем куклам:

– Каждая чем-то примечательна. У какой-то я люблю взгляд или как она поворачивает голову, у какой-то невероятное тельце. Каждую за что-то любишь. Когда ты их покупаешь, ты все-таки ищешь в них отклик.

Несмотря на все траты, связанные с покупкой и реконструкцией, Марина Политова никогда не задумывалась об общей стоимости своей коллекции. По ее словам, мысль о том, что она окружена столь дорогими вещами, будет пугать. Решение не считать также нужно, чтобы не беспокоить крупными расходами собственную семью.

Во время работы выставки до 10 апреля будут проведены авторские экскурсии и лекция, посвященная развитию кукольного производства.

Елизавета Морохина
Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Все как у людей"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.