Нефтепроводы под надежным контролем

Владимир Анищенко (справа).

Трубопроводный – наиболее экономичный и экологически предпочтительный вид транспорта нефти. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным и основан на принципе непрерывного действия. При должном подходе и правильно организованной работе нефте- и газопроводы способны обеспечивать эффективную доставку сырья до потребителя. Эта же задача является приоритетной и в деятельности «РН – Северная нефть», и в первую очередь – сотрудников управления и цеха эксплуатации трубопроводов, отвечающих за содержание, надежность, бесперебойность действующих, а также за инжиниринг новых сооружений. Как построена эта работа на предприятии, что делается для обеспечения безопасности трубопроводного транспорта, рассказал начальник управления эксплуатации трубопроводов «РН – Северная нефть» Владимир Анищенко.

Владимир Анищенко (справа).

Владимир Анищенко (справа).


– Современная система трубопроводов «РН – Северная нефть» – это развивающийся комплекс, растущий по мере расширения производства, пополняющийся новыми объектами, имеющий перспективы для дальнейшего роста, внедрения новых технологий, инициаторами и отчасти соавторами которых являются и наши сотрудники, – говорит Владимир Анищенко. – Каждый год система пополняется новыми объектами, десятками, сотнями километров трубопроводов различного технологического назначения. К примеру, в 2014 году было введено в эксплуатацию Осовейское месторождение, построен межпромысловый напорный нефтепровод длиной 27 километров, который связал Осовей с Хасыреем. Общая же протяженность введенных в эксплуатацию трубопроводов различного назначения в 2014 году составила 46 километров.

В 2015-м в трубопроводную сеть добавилась 104-километровая «нитка» от УПН «Лабаган» до ДНС «Нядейю», а общее количество введенных в эксплуатацию трубопроводов различного технологического назначения составило 110 километров.

В итоге сегодня трубопроводная система «РН – Северная нефть» насчитывает 1071 километр «серебряных артерий», включает межпромысловые и внутрипромысловые нефтепроводы, водоводы низкого и высокого давления, газопроводы. Дальнейшее продвижение на север с выходом на Наул эту сеть еще расширит – будут сданы в эксплуатацию 20-километровый межпромысловый напорный нефтепровод от Наульского до Лабаганского месторождения, а также свыше восьми километров внутрипромысловых (нефтесборных) трубопроводов, необходимых для жизнедеятельности Наульского месторождения.

Обеспечить облуживание, безаварийную эксплуатацию и оперативное решение производственных вопросов, касающихся этих северных месторождений, планируется силами третьего участка эксплуатации (УЭТ-3) цеха эксплуатации трубопроводов (ЦЭТ), который будет обеспечен обособленной инфраструктурой, оборудованием, техникой – всем необходимым для полноценного содержания и обслуживания трубопроводной системы.

– Нынешний год для нас юбилейный – 10 лет, как в «РН – Северная нефть» существуют цех и управление эксплуатации нефтепроводов, – продолжает Владимир Анищенко. – Комплексные работы в сфере трубопроводного транспорта и обеспечения его безопасности развернулись в 2005-2007 годах, когда «Северная нефть» уже была в составе НК «Роснефть». Надежность и бесперебойность транспортировки углеводородов компания изначально поставила во главу угла, и в это направление вкладывались немалые средства. Как раз тогда нами было приобретено уникальное по своим функциям оборудование, позволяющее производить ремонт трубопровода, подключать новые объекты, менять целые участки без остановки перекачки нефти.

До недавнего времени оборудование для врезок и перекрытий трубопроводов было в единственном экземпляре и находилось на базе ЦЭТ на Головных сооружениях. В случае необходимости его доставляли на участки, где проводились ремонтные работы. Однако переброска его была делом затратным и проблематичным. Теперь обслуживание трубопроводной системы на «северной группе» месторождений идет оперативнее: на Хасырее есть свой комплект оборудования, более того, линейка его расширена, и производить ремонт теперь можно на трубах диаметром от 150 до 530 миллиметров.

Предусмотрен целый комплекс мер – от экспертизы промышленной безопасности и внутритрубной диагностики до мониторинга коррозионных процессов, ингибирования, проведения капитального ремонта и реконструкции трубопроводов. Сейчас на уровне компании введено требование, согласно которому еще на стадии строительства трубопроводов и их приемки в эксплуатацию необходимо произвести предпусковую внутритрубную диагностику. Эта мера позволяет проверить, не нарушена ли технология сварки, не появились ли в ходе строительства вмятины, задиры, гофры, выявить дефекты трубной продукции, допущенные заводом-изготовителем. Для проведения предпусковой внутритрубной диагностики производится глубокая очистка внутренней полости трубопровода, что позволяет провести качественное обследование и обеспечить запуск трубопровода в работу без каких-либо сбоев.

Что касается действующих трубопроводов, то работы на них ведутся согласно утвержденному плану-графику с установленной периодичностью. Производится мониторинг коррозии, что позволяет отслеживать изменения, происходящие в трубе, и выбирать оптимальный сценарий обслуживания и защиты.

Объективная реальность такова, что по мере эксплуатации месторождений реалогические свойства нефти меняются, на одних увеличивается обводненность, на других проявляется сероводород, определенные проблемы доставляют бактерии. Все эти факторы приводят к коррозии труб, а она самым негативным образом сказывается на их состоянии.

Для каждой из коррозийных проблем есть свои решения, проверенные временем и опытом. Технология ингибирования давно проработана и успешно применяется, однако она очень затратная. Поэтому в дальнейшем рассматриваем возможность реконструкции с использованием труб с силикатно-эмалевым покрытием, устойчивым к агрессивным средам.

Благодаря применению труб с внутренним антикоррозионным покрытием удастся значительно увеличить срок службы трубопроводов.

Кроме диагностики, проводится экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов, к которым относятся и трубопроводы. После ее осуществления, а также на основе проведенной внутритрубной диагностики анализируется состояние системы и принимаются меры по устранению выявленных дефектов – ремонт, вырезка и замена дефектного участка, реконструкция, капитальный или же текущий ремонт. В каждом случае выбирается оптимальный вид работ. В прошлом году в результате диагностики был реконструирован участок протяженностью 2,5 километра на Салюкинском месторождении. В этом году намечена реконструкция еще двух участков.

На протяжении нескольких лет в «РН – Северная нефть» действует нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ). Его работники проходят необходимое обучение и аттестацию, участвуют в тактических и практических учениях, обеспечены техникой, средствами индивидуальной защиты и современным оборудованием. На протяжении всей трубопроводной системы – от Головных сооружений до самых северных месторождений – размещены посты по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), персонал НАСФ регулярно проходит обучение и переаттестацию по проведению аварийно-спасательных работ, оттачивает мастерство.

– Предпринимается весь комплекс мер для обеспечения безопасности и надежности трубопроводного транспорта. Более того, всегда стараемся действовать на опережение.

Эффективность работы коллектива «РН – Северная нефть» неоднократно отмечалась на уровне НК «Роснефть», предприятие четыре года подряд становилось лучшим по итогам смотров-конкурсов среди нефтедобывающих дочерних обществ НК «Роснефть» в области промышленной безопасности и охраны труда. И в этом немалая заслуга сотрудников, отвечающих за эксплуатацию трубопроводов. Нам есть чем гордиться, но и есть к чему стремиться, чтобы «серебряные нити», протянувшиеся от Головных сооружений в Усинске до Вала Сорокина в НАО, служили надежно долгие годы, – заключает Владимир Анищенко.

Пресс-служба
«РН – Северная нефть»

В цехе эксплуатации трубопроводов.

В цехе эксплуатации трубопроводов.

Нефтепровод.

Нефтепровод.

 

Оставьте первый комментарий для "Нефтепроводы под надежным контролем"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.