Андрей Стенин: «Фотография честнее слов»

2491585

Выставка работ «Чтобы знали…», посвященная памяти погибшего в зоне боевых действий на Украине фотожурналиста печорца Андрея Стенина, будет вечно храниться в Печорском историко-краеведческом музее. Международное информационное агентство «Россия сегодня», в котором последние годы трудился Андрей Стенин, и организатор экспозиции – землячество Коми в Москве подарили все работы музею родного города журналиста. «Республика» представляет очерк заведующего сектором научно-просветительской деятельности МБУ «Печорский историко-краеведческий музей» об известном земляке.

2491585

Фото предоставлено землячеством Коми в Москве

«Каждый человек индивидуален, со своим внутренним миром и мировоззрением. Личные особенности, иногда незаметные или не вписывающиеся в общие шаблоны, помогли очень многим людям впоследствии реализовать себя, возможно, стать известными. К таким людям относится талантливый фотокорреспондент Андрей Стенин, наш земляк. Он был не по годам мудрым, имеющим жизненный опыт и большой багаж знаний. Еще в школе выражал собственную точку зрения на происходящее в мире, что подвигло его в будущем профессионально заниматься журналистикой. Присутствовала грамотная и красивая речь. Удивительно, но первая статья Андрея Стенина – глубоко философская, о проблемах образования, написана в 18 лет, опубликована в газете «Советская Россия». Не каждый в таком возрасте может сформулировать свои мысли, анализируя общую ситуацию в стране.

Мама Андрея, Вера Николаевна, бережно хранит архивы сына, личные вещи, которые рассказывают о многом. Читая его дневник, авторские статьи, Вера Николаевна признается, что для нее открылись неизвестные стороны жизни сына. Но постоянным осталось следующее: Андрей был немногословен, с малых лет любознателен, много читал, любил во всем порядок.

Андрей родился в 1980 году в Печоре. Учился в школе №2, окончил девять классов. В 1997 году стал курсантом Печорского речного училища, обучался специальности механика, хотя сначала хотел быть капитаном, но подвело зрение.

«…Через полтора года в моей голове что-то переключилось. Мой мир, как Вселенная, продолжал расширяться и забрал в свои границы город Москву и его, страшно сказать, университеты… Я вдруг повзрослел…» – написал в  автобиографии Андрей.

Он забирает документы из училища и после самоподготовки сдает в вечерней школе экстерном экзамены за 10-11 классы, получает аттестат о среднем образовании. Причем этот выбор делает самостоятельно. Он все время ищет себя, хочет многое познать. В 1999 году поступает в Российский государственный гуманитарный университет в Москве на философский факультет на бюджетной основе, через год переводится на факультет журналистики. Данный факт и определяет будущую его журналистскую судьбу, богатую на события, командировки и творческие возможности. Во время учебы старался сам заработать, одно время трудился специалистом первой категории в департаменте общественных связей Минпромнауки России, где получил неплохую практику. Одновременно хорошо освоил английский язык. В письмах к родителям студент пишет: «Останавливаться на достигнутом не собираюсь. Мир твердит: «Мы все успеем». Человек выходит из оранжереи своего детства. Кто-то пытается повесить на него табличку «монтер» или «академик» – и мозги переключаются. Таких большинство. Я не хочу быть большинством. И меньшинством – тоже. Я хочу быть собой».

С 2003 года начинается серьезная работа – корреспондент редакции «Российской газеты», «Газета.ru». Репортажи писал профессионально, по его статьям учились молодые специалисты. За короткий срок он успел добиться многого, а значит, была основа, стержень. Помогала и привычка: разобраться во всем самому, до мельчайших деталей. В дневнике Андрей выражает свои мысли: «Лучше писать правду. Выдумка придет сама, не надо ее звать, она не родная дочь мне». В августе 2008 года он как пишущий корреспондент впервые попал в зону конфликта, между Грузией и Южной Осетией, по своей инициативе. В стране зарождалась мультимедийная журналистика, приветствовалась универсальность: писать и снимать. Тогда он и решил – будет снимать.

В 2009 году Андрей Стенин становится специальным фотокорреспондентом Объединенной редакции новостей Российского агентства международной информации «РИА Новости» (с 2014 года МИА «Россия сегодня»), снимает митинги, судебные процессы, чрезвычайные происшествия. Есть и внештатная работа. Как вспоминает его друг и коллега, Андрей умудрялся оказаться на месте события раньше всех. Посвящает себя фотографии, которая стала для него способом общения с окружающим миром. Он считал, что фотография честнее слов.

– Фотографы-репортеры вообще часто одиночки, и Андрей здесь не был исключением, он все привык делать самостоятельно, не боялся брать на себя ответственность и никому не жаловался на трудности. А их у него хватало с лихвой. Он, наоборот, всегда был готов быть там, где наиболее трудно и опасно, закрыть самые сложные участки. Молча, не ноя и без пафоса он решал сложнейшие задачи не просто выживания на войне, но и эффективной работы, – отозвался о нем коллега Михаил Воскресенский.

Первая его поездка в зону вооруженного конфликта в качестве фотокорреспондента состоялась в 2010 году в Киргизию, когда началась волна революций. Затем Египет, Ливия, Турция, Ливан, Сирия, Украина. На Украине Андрей работал с декабря 2013 года, много времени провел на Майдане. Хорошее знакомство с ситуацией и людьми дает возможность быть незаметным – не нарушать реальность происходящего, регистрировать правду, а не реакцию на появление фотографа. Задача журналиста в обстановке боевых операций сложная: показывать обе стороны конфликта, при этом держаться нейтрального стиля поведения, не демонстрировать позицию, что требует высокой психологической стойкости. В мае Андрей Стенин уехал на восток Украины, где освещал события военных действий в Донецке, Славянске, Мариуполе, Шахтерске и других населенных пунктах. Он все больше убеждался, что войну надо снимать на видео, чтобы ничего не пропустить.

– В военной фотографии очень важен близкий, практически личный контакт с происходящим, с участниками конфликта. Андрей подошел к войне так близко, насколько это было возможно, – пишет специальный фотокорреспондент Валерий Мельников.

Он погиб, фиксируя действительность войны, 6 августа 2014 года в окрестностях города Снежное Донецкой области в результате обстрела автоколонны украинскими военнослужащими. После долгих поисков пропавшего журналиста похоронили 5 сентября 2014 года на Троекуровском кладбище в Москве рядом с тележурналистами Игорем Корнелюком, Антоном Волошиным, Анатолием Кляном, которые так же, как и Андрей, были убиты на Украине. В этот же день был подписан указ президента Российской Федерации о награждении Андрея Стенина орденом Мужества (посмертно) за мужество и героизм, проявленные при исполнении профессионального долга.

У Андрея был небольшой круг друзей, близких, верных. «На него нельзя было повлиять, на него можно было положиться», – считали друзья и коллеги. Один из них, Владимир Астапкович, вспоминает: «О таких говорят, что с ним можно было бы пойти в разведку. Это человек, с которым в любой трудной ситуации понимаешь, что твоя спина прикрыта. И не суть важно, что вы работаете на разные издания. Тут речь не о конкуренции, а о том, что ты знаешь, что из любой передряги тебя вытащат, помогут. Мне помнится и другой Андрей.

Улыбающийся, немного ироничный, на своем новом мотоцикле. И никаких войн, есть просто хороший Человек и Друг. А сейчас его нет. И понять это невозможно…»

Родственники, друзья, коллеги – все помнят Андрея. В Печоре живут его тети, двоюродные сестра и брат. В Москве живет его бывшая девушка Вера. Вера Николаевна очень полюбила ее, называет «маленькой француженкой», она хрупкая, милая. Девушка всегда поддерживает маму Андрея, часто звонит, встречает в Москве. После смерти отца Андрей был единственной надеждой и опорой для мамы. После гибели сына, оставшись одна, Вера Николаевна говорит: «Верочка мне как дочь». Андрей был близок к созданию семьи. 5 января 2011 года он сделал запись в дневнике: «Вчера ночью умер отец. Мама позвонила в 7.30. Плакал весь день. Вечером взял билет на поезд и поехал. Плачу оттого, что что-то ушло безвозвратно. Укол из прошлого прямо в сердце, очень болезненный и неожиданный. Хотя я ждал этого, тайно боялся, дрожал и старался не думать. «Потом, потом…» Мне больно. Во мне шевелится человек, которого я, казалось, потерял, став одиночкой. Я захотел семью. Одному пусто в этом мире. И страшно иногда от одиночества. Думая о смерти отца, я вспоминаю свое детство. Если есть Вечное возвращение, то мне нечего бояться, потому что я был и буду там».

Вера Николаевна благодарна всем, кто разделил с ней горе: «Дай бог всем здоровья, кто поддерживал меня в трудную минуту. Спасибо за добрые слова о сыне». Для ее душевного равновесия очень важно внимание земляков, признание подвига сына.

Андрей Стенин за лучшие и актуальные фоторепортажи стал дважды лауреатом премии «Серебряная камера» (2009 г., 2013 г.),
лауреатом премии Союза журналистов России (2010 г.), лауреатом национальной премии печатной прессы «Искра» (2010 г.), победителем в конкурсе «Право знать-2012» в номинации «Объективное право», лауреатом международного конкурса «Фото года» (2015 г., посмертно). Активно участвовал в подготовке материалов для выпуска фотоальбома «Украина. Гуманитарная катастрофа».

22 декабря 2014 года, в день рождения Стенина, МИА «Россия сегодня» учредило Международный конкурс фотожурналистики его имени с целью привлечь общественное внимание к задачам фотожурналистики и поддержать молодых фотографов в их стремлении к профессиональному мастерству, организовав крупнейшую в России площадку для них. В этот же день состоялась церемония открытия мемориальной доски в Москве.

В Печоре, где родился и вырос Андрей, 12 сентября 2014 года на здании школы №2 открыта памятная доска.

По инициативе председателя РОО «Землячество Коми» в Москве Николая Рулева и члена правления Светланы Терентьевой организованы выставки в Республике Коми. Подбором фотографий и их оформлением занималось информагентство «Россия сегодня». Жители Сыктывкара, Ухты, Печоры познакомились с работами Андрея Стенина, сделанными в период его командировок в горячие точки. Его фотографии – «говорящие», создают атмосферу реальности войны, напоминают о хрупкости мира.

Все работы переданы на постоянное хранение в Печорский историко-краеведческий музей, они остались на родине Андрея. Он оставил после себя неоценимые фотографии исторической хроники начала ХХI века, значимость которых определит время».

Ольга КАПУСТИНА
Фото  предоставлено землячеством Коми в Москве

KOV40379

Оставьте первый комментарий для "Андрей Стенин: «Фотография честнее слов»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.