Все дело в шляпе

Историю головных уборов представили на арт-елке в Национальном музее

Традиционная арт-елка открылась на минувшей неделе в Национальном музее Коми. В этом году предновогодняя выставка посвящена истории головных уборов, поэтому экспозицию назвали «Арт-Елка. Все дело в шляпе».

 

P2100652

В отделе истории музея представлены разнообразные шляпы, береты, бескозырки и панамки. Некоторые из этих головных уборов носили модницы, жившие более века назад. Даже праздничная елка украшена шляпками, а вместо звезды на ней летняя широкополая панама. Органично в экспозицию вошли перчатки, веера, карнавальные маски (в том числе и венецианские), елочные игрушки, старинные фотографии и журналы мод.

На открытии выставки было много школьников, и им предложили отгадать литературное произведение, в названии которого есть слово «шляпа». Дети вспомнили рассказ Николая Носова «Живая шляпа». Затем повспоминали пословицы и песни о головных уборах.

История дамской шляпы в России насчитывает около трех веков. О том, какие шляпы носили в дореволюционном Усть-Сысольске, можно узреть на старинных фотоснимках. В частности, на снимке семьи Серафимы Шумковой (матери историка Любомира Жеребцова) запечатлены семнадцать человек – от младенцев до почтенных старцев. И практически все они с покрытой головой. Тут и шляпы священников, и картуз у мальчика, и широкополые шляпы у дам. На другом снимке из архива семьи Жеребцовых в 1950 году запечатлены сам Любомир Николаевич и с женой Сильвой, и с сестрами Ангелиной и Эльвиной. Здесь широкополая шляпа только у жены ученого. На снимке из архива одной из основательниц Коми областного краеведческого музея Глафиры Шипуновой она запечатлена с двумя преподавательницами Усть-Сысольской женской гимназии. На другом снимке можно увидеть ее портрет. И опять же в шляпе. И разумеется, все три женщины в шляпах. В большой широкополой шляпе запечатлена на фотоснимке организатор и руководитель первого дошкольного учреждения Усть-Сысольска Вера Богославская.

На выставке можно наглядно увидеть почти всю «шляпную» историю прошлого века. Это дореволюционные пышные шляпы, шляпки-таблетки времен НЭПа, шляпы-заколки времен «Карнавальной ночи».

Часть головных уборов были представлены три года назад во время «Ночи в музее». Тогда на выставке «Мода. Стиль. Эпоха» прошла закрытая вечеринка «Съедим шляпу». Тех, кто сюда попал, а это были сотрудники и друзья музея, ждали танцевальная программа и конкурс шляп. А шляпой, которую съели, оказался большой торт в форме женской шляпки.
Экзотические головные уборы из разных стран представила на выставке сыктывкарка Галина Иссар. Из своих путешествий она привезла растаманскую беретку (в которых щеголяет вся Ямайка), калиманджарские шляпки из Танзании, головные платки из Иордании, традиционный головной убор непальских мужчин, турецкую феску и много других этношляп.

А карнавальную маску из Венеции привезла художник по костюмам республиканского театра оперы и балета Наталья Кравченко. Театр представил на выставке и некоторые сценические шляпки.

Завершается выставка подборкой разнообразных современных головных уборов, в которых можно сфотографироваться. Ребята могут посмотреть на выставке посвященные шляпам мультфильмы и выпуски киножурнала «Ералаш».

Артур АРТЕЕВ
Фото автора

Семья Серафимы Шумковой. Начало XX века.

Семья Серафимы Шумковой. Начало XX века.

P2100647P2100668

Добавить комментарий