За тепло нужно платить

Чтобы остановить рост задолженности, «Т Плюс» хочет отказаться от недобросовестных посредников

На минувшей неделе прошла межрегиональная пресс-конференция генерального директора группы «Т Плюс» Бориса Вайнзихера. Вопросы в режиме онлайн ему смогли задать журналисты из пятнадцати российских регионов, в том числе и из Республики Коми. Борис Вайнзихер подвел предварительные итоги года, рассказал об основных проблемах, с которыми сейчас сталкивается компания, а также поделился планами по развитию инфраструктуры теплоснабжения. На вопросы республиканских журналистов также ответили директор филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» Сергей Редькин и директор филиала Коми ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Любовь Морозова.

 

IMG_1112

– Несмотря на сложную финансовую ситуацию, мы подготовили оборудование к осенне-зимнему периоду, – отметил Борис Вайнзихер. – Во всех регионах оно работает и будет работать. Мы внимательно относимся к замечаниям потребителей и продолжаем работу по повышению качества теплоснабжения.

По словам Бориса Вайнзихера, одной из основных проблем компании остается рост дебиторской задолженности за тепло. Ее прирост за год сравним с ремонтной программой компании в целом. Из-за этого у энергетиков не хватает ресурсов на то, чтобы качественно и вовремя обслуживать теплосети и объекты генерации. Причем на девяносто процентов неплатежи состоят из долгов организаций-перепродавцов либо управляющих компаний.

– Они не расплачиваются вовремя с поставщиком ресурсов, – посетовал гендиректор. – А всеми способами пытаются распоряжаться деньгами жителей так, чтобы эти средства не доходили вовремя до нас. Есть множество пробелов в законодательстве, позволяющих перепродавцам либо управляющим компаниям использовать деньги, которые они должны нам, на какие-то другие цели. Они часто используют их, чтобы закрепиться в домах, которыми они управляют. Поэтому нужно исключить все промежуточные звенья из цепочки от производителей до потребителей тепла. Наиболее эффективным инструментом решения проблемы дебиторской задолженности является переход на прямые расчеты с потребителями. Мы надеемся, что в следующем году будут приняты законодательные инициативы, которые позволят населению напрямую рассчитываться с нами за тепло. Во всем мире за задолженность теплоснабжение отключается. Но у нас жители не должны страдать от задолженностей перепродавцов и управляющих компаний перед теплоэнергетиками.

Но рано или поздно проблема дебиторской задолженности скажется на каждом потребителе.

По мнению Бориса Вайнзихера, к компаниям-должникам нужно применять методы не только кнута, но и пряника. Нужно проводить стимулирующие акции и воспитывать ответственных потребителей. Опыт показывает, что и «пряник» дает положительный результат.

Одним из главных событий уходящего года для компании стало создание совместного теплосетевого предприятия с администрацией Екатеринбурга. Главная задача СП заключается в реализации проекта по модернизации системы теплоснабжения города. Компания «Т Плюс» предполагает создание подобных совместных предприятий во всех регионах своего присутствия.

Руководители региональных филиалов группы «Т Плюс» сообщили журналистам, что в республике также растет дебиторская задолженность за тепло. Как отметил директор филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» Сергей Редькин, при ее росте трудно сохранять стабильное финансирование ремонтных и инвестиционных программ.

– По итогам года прогнозируемый прирост дебиторской задолженности составит 663 миллиона, до 7,7 миллиарда рублей, – назвала конкретные цифры директор филиала Коми ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Любовь Морозова. – При этом задолженность населения увеличилась на 218 миллионов и составляет 794 миллиона рублей.

По словам Любови Морозовой, в списке крупных должников в республике в основном фигурируют бюджетные учреждения – от федерального до местного уровней. В частности, Ухтинский государственный технический университет оказался на грани ограничения подачи тепла за несвоевременную оплату. Ухта в целом оказалась проблемным муниципалитетом. В этом городе местная казна начала платить только после того, как в начале отопительного сезона возникла угроза неподключения объектов к теплу. Есть в списке должников и представители органов власти. Задолженность некоторых из них превышает 200 тысяч рублей. А вот пенсионеры независимо от социально-экономической ситуации в стране всегда своевременно оплачивают услуги.

– В этом году мы старались не только принудительно взыскивать задолженность, но и проводили различные акции по стимулированию оплаты, – рассказала Любовь Морозова. – Это оплата без комиссии и система поощрения добросовестных плательщиков. Сейчас компания разыгрывает сотню призов среди физических лиц, которые до конца декабря внесут авансовый платеж и погасят долги за прошлые периоды. А для укрепления платежеспособной дисциплины мы автоматизировали процесс подготовки судебных заявлений. Сейчас прежде чем должник получит исковое заявление, в его адрес будет отправлено досудебное извещение, где указана сумма долга и сумма пеней, которые мы намерены взыскать в судебном порядке. Компания изменила и порядок взыскания долгов – теперь зачастую исполнительные листы, полученные по решению суда, направляются не судебным приставам, а в банки, где происходит прямое списание задолженности со счетов неплательщиков.

Как отметила Любовь Морозова, в этом году изменилась динамика платежей по управляющим компаниям и ТСЖ. Там, где управляющие компании не могли своевременно оплачивать потребляемые ресурсы в связи с плохим состоянием жилого фонда либо нецелевым использованием денежных средств, компания перешла на прямые расчеты с собственниками помещений. В большей части остальных управляющих компаний ситуация с платежами остается стабильной. А вот долги ТСЖ растут. Это связано с тем, что многие из них ведут расчеты через агентов. В этом случае единственный выход – переход на прямые расчеты.

На пресс-конференции зашла речь и о проекте по установке современных устройств регулирования теплоснабжения – индивидуальных тепловых пунктов – в домах Воркуты. По словам Сергея Редькина, проект по установке одиннадцати индивидуальных тепловых пунктов в девяти воркутинских домах был разработан еще в 2013 году. Его реализация намечена на лето 2016 года. Устройства ИТП дают гарантированное качество горячей воды, позволяют добиваться теплоснабжения без перебоя. Здание, оснащенное индивидуальным тепловым пунктом, может потреблять тепло тогда, когда это нужно. В теплую погоду отопление не поступает, а в холода в домах тепло. Летом собственники смогут пользоваться горячей водой при отключенном отоплении. А так как при установке ИТП переоборудуется насосный парк в здании, то вырастает напор воды. К тому же автоматизированная система берет тепла столько, сколько дому нужно в зависимости от погоды и температуры в помещении. Это даст существенную экономию при оплате услуг. Так, в Перми, где в двух десятках многоквартирных домов были установлены ИТП, платежи за тепло сократились примерно на треть.

– Сейчас в республике мы отапливаем порядка 60 тысяч зданий, – отметил Сергей Редькин. – Перевести их все сразу на ИТП мы не можем. Поэтому было бы хорошо, если бы управляющие компании и жители самостоятельно устанавливали ИТП. Инициаторами дальнейшего тиражирования ИТП по всей республике должны стать собственники жилья или управляющие компании. Проект окупается в течение одного-двух лет, особенно в многоэтажных домах. Эффект будет положительным как для собственников зданий, так и для поставщиков тепла.

Артур АРТЕЕВ
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_3796

Добавить комментарий