Ольга Алексеева: «В трудоустройстве инвалидов есть немало подводных камней»

Ухта – один из наиболее успешных городов республики в плане положения на рынке труда. Уровень безработицы там, как правило, самый низкий по республике. По последним данным, он составлял 0,46 процента. Мы попросили директора ухтинского центра занятости Ольгу Алексееву рассказать, как в их городе обстоят дела с трудоустройством инвалидов.

 

IMG_0326

– Наверное, благоприятный климат на рынке труда позволяет легче решать и такую проблему, как трудоустройство инвалидов? Или все же реализация этого направления не имеет прямой связи с числом действующих предприятий?

– Несмотря на низкий уровень безработицы, ситуация на рынке труда непростая. Количество заявленных работодателями вакансий по сравнению с прошлым годом снизилось на тридцать процентов. Безусловно, в селах, где очень мало возможностей трудоустройства даже для  здоровых людей, подобрать работу для человека с инвалидностью намного сложнее. Тем не менее в реализации этой задачи даже в таком городе, как Ухта, есть много подводных камней. Трудоустройство инвалидов – приоритетное направление, ему уделяется много внимания, но это и самое сложное направление. Мы трудоустраиваем людей с ограничениями в здоровье  по квотам предприятий, на специально созданные оборудованные рабочие места, а также на временные работы – как испытывающих трудности в трудоустройстве.  По закону выделять квоту для инвалидов обязаны предприятия с численностью сотрудников от ста человек. Но у субъекта есть право снижать эту планку. В нашей республике работодатель обязан устанавливать квоту, если на его предприятии работает от 35 человек.

А картина на данный момент такова: в банке данных Ухты более двух тысяч вакансий, из них на квотируемые рабочие места – 318. Причем в это число входят  вакансии и за пределами Ухтинского района, и даже за пределами республики. А вот конкретно по Ухте для инвалидов имеется 89 вакансий в рамках квоты. Заработная плата по этим вакансиям варьируется от 6500 рублей за неполный рабочий день и до 50 тысяч – для квалифицированных специалистов.  Казалось бы, картина не такая уж плохая. Но есть тут такой момент:  зачастую в счет квоты предлагают вакансии  энергетиков, геофизиков, главных инженеров, руководителей проектов, главных экономистов, сотрудников отделов. Подобрать таких специалистов  из числа инвалидов очень трудно, потому что в основном наши клиенты –  люди с низкой квалификацией. А вот таких вакансий, как сторожа, вахтеры, дворники, диспетчеры, крайне мало. А они-то как раз и наиболее востребованы у людей с ограничениями в здоровье.

К нам в центр занятости с начала года обратилось порядка шести тысяч человек, из них 139 –  инвалиды.  Из этого числа статус безработного получили всего 800 граждан, из них 59 инвалидов. То есть это где-то около восьми процентов. Просто не все обратившиеся хотят вставать на учет, некоторые просто обращаются за помощью в поиске работы. В общем, если судить по цифрам, кажется, вакансий на квотированные рабочие места много – 89, при том, что  на учете сейчас стоит 34 инвалида, из них статус безработного имеют 23.  Почти 70 процентов безработных инвалидов – мужчины, средний возраст которых составляет 39 лет.  Одним словом, соотношение рабочих мест и инвалидов весьма неплохое: пожалуйста, иди работай! Но существует некоторый дисбаланс между предлагаемой работой и возможностями инвалидов. Ведь это в основном люди без профессии либо те, кто по здоровью уже не может выполнять ту же работу, которую выполнял до потери здоровья.

Работать с этой категорией непросто. Потому что те, кто приобрел инвалидность не так давно, не могут принять тот факт, что они уже не смогут получать такую же хорошую зарплату, какая была, не могут выполнять ту же работу, что раньше.  Их нужно мотивировать к тому труду, который они могут выполнять. С этой целью с ними работает консультант-психолог.  Зачастую работодателей пугает, что мы просим их взять инвалида на работу. Почему-то им кажется, что инвалид – это тот, кто работать не может. Но это же не значит, что мы, к примеру, на место плотника предложим человека, который не может эту работу выполнять. Есть же индивидуальная программа реабилитации, и мы предлагаем только тех, кто может делать ту или иную работу. Но все же не всегда удается соблюсти интересы и работодателя, и человека с инвалидностью.

– Вы говорите,  приходится мотивировать на ту или иную работу. Но если человек пришел в центр занятости, он уже априори замотивирован на получение работы.

– Теоретически так и должно быть: если уж пришел в центр занятости, то должен быть нацелен на работу. Но всегда есть какая-то часть людей, которые не очень и заинтересованы и ждут какого-то чуда, вроде того что и работу ему дадут не очень сложную, и деньги за это будут платить неплохие. К сожалению, это большая редкость, возможная только тогда, когда человек сохранил способность к высококвалифицированному труду.

– Сколько людей с инвалидностью удалось трудоустроить в 2015 году?

– В этом году мы трудоустроили сорок инвалидов по самым разным специальностям: повар, преподаватель-организатор, контролер КПП, инженер по охране труда, юрист, слесарь-инструментальщик, охранник, младший воспитатель, сторож, гардеробщик, подсобный рабочий, дворник. На сегодня инвалидов первой группы на учете у нас нет.  Это и устройство на субсидированные рабочие места, и по квоте, и временное трудоустройство. Из тех, что стоят у нас сегодня на учете,   74 процента – с третьей группой инвалидности, 26 процентов –  со второй группой.

Одно из направлений работы службы занятости – временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а инвалиды – это как раз такая  категория. При временном трудоустройстве мы имеем право им к заработной плате доплачивать материальную поддержку до двух минимальных размеров пособия по безработице. Мы этим правом пользуемся.  В текущем году на временные работы мы устроили девять человек с инвалидностью.

В рамках подпрограммы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные рабочие места» в этом году нам были выделены средства на оборудование восьми рабочих мест.  За счет средств программы были оснащены места для инвалидов по профессиям  рабочий полигона,  гардеробщик, повар, юрист, сторож, уборщица, системный администратор и станочник-распиловщик.

Беседовала Галина ГАЕВА
Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ольга Алексеева: «В трудоустройстве инвалидов есть немало подводных камней»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.