«Дорожные» тенденции времени

Современный травматизм, имеющий тенденцию к увеличению, стал в России не только медицинской проблемой, но и приобрел острую социальную значимость. Характерной чертой последних десятилетий явилось изменение структуры травматизма за счет возрастания тяжести повреждений и увеличения доли сочетанных и множественных травм.

Тяжелая сочетанная травма является ведущей причиной смертности населения Российской Федерации в возрасте до 34-44 лет, а инвалидность, связанная с последствиями повреждений, занимает третье место. В России политравму (тяжелую сочетанную травму и тяжелые множественные повреждения) получают 5-10 человек на одну тысячу населения в год.

Наибольшую долю погибших от травм, сопровождающихся шоком, – 42,1%, составляют пострадавшие вследствие дорожно-транспортных происшествий. Следовательно, снижение уровня дорожно-транспортного травматизма и смягчение медико-социальных последствий ДТП позволят решить проблему высокой смертности вследствие сочетанных, множественных и изолированных травм, сопровождающихся шоком. Данное обстоятельство обусловило принятие Правительством Российской Федерации в 2006 году федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.», целью которой явилось снижение смертности вследствие ДТП в 1,5 раза.

В ноябре 2012 года был подписан приказ Министерства здравоохранения РФ за № 927, который утверждал порядок оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.

Таким образом, в стране стала создаваться стройная система оказания специализированной помощи при тяжелой травме. В основу данных мероприятий заложены научно обоснованные принципы организации медицинской помощи пострадавшим с тяжелой травмой. Большинство развитых стран прошли путь создания национальных систем оказания помощи при тяжелых травмах в целом и пострадавшим в ДТП.
Имея общую идеологию оказания помощи, эти системы учитывают местные географические, экономические особенности, медицинские традиции разных стран. Основными элементами этих систем являются: юридическая основа, доступность медицинской помощи, догоспитальная помощь; госпитальная помощь; медицинское руководство, включающее создание единых региональных протоколов медицинской помощи и возможность круглосуточных консультаций ведущими специалистами, изучение проблемы травматизма в регионе. Таким образом, травмосистема (система помощи при травме) – это организованный подход к лечению пострадавших в определенной географической области, который позволяет обеспечить оптимальную помощь, опираясь на ресурсы регионального здравоохранения.

В Республике Коми за 2013-2014 гг. в результате ДТП погибли 273 человека и более четырех тысяч человек получили травмы различной степени тяжести. Тем не менее действующая программа по безопасности дорожного движения и вступивший в силу приказ Минздрава РФ № 927 дают свои результаты. В 2014 году травм в результате ДТП было более чем на 11 процентов меньше, чем в предыдущем году.

Добавить комментарий