Что должны читать дети?

Читать русскую классику многим современным школьникам трудно и скучно. Таковы результаты опроса, проведенного доцентом Высшей школы экономики Любовью Борусяк среди московских старшеклассников. Чтобы привить детям любовь к чтению, социолог предложила включить в школьную программу «Гарри Поттера», «Властелина колец» и другие бестселлеры.

dd - 0003

Какие книги должны быть обязательно в школьной программе?

Игорь Терентьев, депутат Госсовета Коми, начальник республиканского Управления противопожарной службы и гражданской защиты:

– Действительно, классику тяжело читать из-за того, что современным детям трудно воспринимать язык XIX века. Поэтому мне кажется целесообразным введение нескольких новых имен современных авторов в программу. В их числе вполне могут оказаться и Джоан Роулинг, и Джон Толкиен. Мне кажется, что дети должны в первую очередь именно читать. Главное, чтобы у ребенка сформировалась любовь к книге. В связи с этим возникает вопрос не только о том, что должны читать дети, а как привить любовь к чтению. Сегодня редко в квартирах увидишь домашнюю библиотеку. Родители предпочитают детективы и другую «легкую» литературу. А между тем многое зависит от семьи, от родителей. И еще один аспект: сегодня дети часами сидят у компьютеров, им интересны различные гаджеты. Много говорят об электронных учебниках. Если они появятся у учеников, может, и интерес появится?

Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский:

– Должны быть книги с положительными героями, но это никак не «Гарри Поттер», не «Властелин колец» и подобные им бестселлеры. Лучше классики ничего нет. А еще необходимо во всех классах школы ввести предмет «Основы православной культуры».

Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Республики Коми:

– Категорически против включения в школьную программу «Гарри Поттера» и прочих бестселлеров. Им никогда не стать литературой, подобно тому как и шедевры литературы едва ли будут признаны бестселлерами (в нынешнем понимании). Они, эти шедевры, еще станут для нас бестселлерами, но уже в зрелые годы, когда, повинуясь непреодолимой силе, нам захочется снова и снова перечитывать «Мертвые души», «Княжну Мери», романы Достоевского, стихи Пушкина… Здесь, в связи с «Гарри Поттером» (если уж нельзя сие «творение» оставить за рамками уроков по литературе), я бы предложил учителю сравнить этот облегченный полет фантазии госпожи Роулинг с литературными достоинствами, скажем, «Слова о полку Игореве» или мастерством в описании духовных исканий Льва Толстого. Словом, речь-то я веду вовсе не о сравнении великой русской литературы с завлекательными бестселлерами (такова их природа – завлекать), а просто о малоталантливом преподавателе литературы, которому пришла в голову такая убогая «идея» – изучать модные, популярные бестселлеры на уроках литературы. Давайте лучше повнимательнее приглядимся к тем, кто учит наших детей.

Иван Ефимов, сотрудник специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля:

– Время написания программных произведений все больше отдаляется от настоящего, поэтому детям все труднее понимать их. С этим связан и другой фактор: в нынешней школьной программе представлены не все современные литературные жанры. Например, полностью отсутствуют произведения готической литературы, составляющие значительную часть современного книжного потока. Будет логичным включить в программу произведения ряда писателей, уже ставших классиками: Жюля Верна, Джека Лондона, Джона Рональда Руэла Толкиена и Роджера Желязны.

Инга Карабинская, главный редактор журнала Ухтинского государственного технического университета «Концепт»:

– Школьная программа нужна не для того, чтобы детям было легко и весело, а для формирования адекватной системы представлений и знаний о мире. В том числе о культуре. Без русской классики составить это представление невозможно. А любовь к чтению не прививается. Она воспитывается на примерах родителей. Чем чаще родители читают сами, читают детям, советуются по поводу прочитанного, обсуждают, тем проще и естественнее прививается эта любовь. А Роулинг и Толкиен – это тоже прекрасное чтение, я бы не стала забирать у своего ребенка эти книги. Но подменять одно другим в данном случае нельзя. Только дополнять.

Ксения Мостивенко, сотрудник магазина «Книжный мир»:

– Я согласна с тем, что в школьную программу надо включать произведения современных авторов. Это могут быть произведения Андрея Жвалевского, Евгения Пастернака, Тамары Михеевой, Елены Габовой, Дарьи Доцук, Дины Сабитовой, Марины Бородицкой и Михаила Яснова. Также на усмотрение преподавателя литературы в программу можно включить и других современных авторов.

Владимир Сумароков, главный редактор газеты «Трибуна»:

– Дети ничего никому не должны. Тем более взрослым. И особенно министерству образования. Пусть читают все, что им нравится. Даже «Властелина колец». Хотя я, например, удивляюсь, как это маленькие люди могут читать такую толстую книгу. К тому же невероятно скучную. Но у нынешних ребятишек-гуманоидов совсем другие вкусы. Не понимаю, но уважаю.

Татьяна Конанова, заведующая отделом абонементов Юношеской библиотеки Республики Коми:

– Жаль, что в школьной программе отсутствуют книги, которые не задерживаются на библиотечных полках. Это «Санькя» и «Патологии» Захара Прилепина, «Дом, в котором» Мариам Петросян, «Нефтяная Венера» Александра Снегирева, «Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего, «Кандидат на выбраковку» Антона Борисова, «У войны не женское лицо» и «Соло для детского голоса» Светланы Алексиевич. Все эти книги о проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Каждый решает их по-разному. Книги, проверенные нашими читателями-старшеклассниками, пользуются неизменным спросом. Светлана Алексиевич в этом году заслуженно стала лауреатом Нобелевской премии. Это далеко не полный перечень. Все авторы сравнительно молодые. А пока эти книги не появились в списках обязательного чтения, с ними можно познакомиться в юношеской библиотеке.

Илья Баканов, главный редактор молодежного портала «Твоя параллель»:

– «Гарри Поттер» – это очень качественное произведение. И его можно давать уже в начальной школе. Но ограничиться первым томом. Если детишкам понравится, остальные части сами прочитают. Книги Толкиена – это уже классика, тоже не вижу ничего плохого в добавлении их в школьную программу. Я бы еще добавил пару книг братьев Стругацких и «Скотный двор» вместе с «1984» Джорджа Оруэлла. Они заставляют думать. А о ценности книг прекрасно написали Рэй Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту» и Татьяна Толстая в «Кысь». Но это уже для старшеклассников.

Наталия Колегова, заведующий библиотекой-филиалом № 9 МБУК «Централизованная библиотечная система»:

– По мнению сотрудников нашей библиотеки, хорошо, что ребята знакомятся в школьные годы с лучшими образцами русской классической литературы. Пусть так и остается. Что касается «Властелина колец», то это произведение уже есть в школьной программе. А вот «Гарри Поттера» мы бы рекомендовали только для досугового чтения. Коми авторы могли бы быть гораздо шире представлены в школьной программе. Для старшеклассников я бы порекомендовала книги Елены Габовой «Плыли облака» и «Дуб Толик Сергеевич», Петра Столповского «Сосна кричала», Владимира Тимина «Викинг из Биармии» и «Затерянный в парме БТР». Для младшего и среднего школьного возраста – Владимира Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», Елены Козловой «Я и братишка Ивук» и «Шундыр». Из российских авторов школьникам будут интересны такие книги: «Облачный полк» Эдуарда Веркина, «Детская книга для девочек» Глории Му, «Девочка, мальчик, собака» Валерия Воскобойникова, «Не предавай меня!» Тамары Михеевой, «Верю – не верю» Анны Игнатовой, «Костя + Ника» Тамары Крюковой, «Слева от солнца» Олега Раина. Из зарубежных – «Рыжий лис» Чарльза Робертса, «Санаторий на ранчо» О`Генри, «35 кило надежды» Анны Гавальды, «Оскар и розовая дама» Эрик-Эммануила Шмитта.

Дмитрий Шатохин, председатель комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике:

– «Гарри Поттер» и «Властелин колец» – точно не те произведения, на которых стоит прививать любовь к литературе. При всей яркости картинки эти произведения по своему наполнению чужды российской культуре, имеют искаженный вектор добра и зла. В древние времена к зачитыванию сказок детям допускали только самых мудрых людей, потому что сказка в этом возрасте закладывает все будущие жизненные ориентиры. Поэтому к этому вопросу надо относиться со всей серьезностью.

Галина Иссар, заместитель директора республиканского колледжа культуры имени В.Чисталева (бывший библиотекарь):

– Как ни странно это звучит из уст библиотекаря, в наше время дети должны читать хоть что-нибудь, просто чтобы приобрести привычку к чтению. Без этого невозможно в будущем ни развить вкус, ни воспитать потребность в книге. И Толкиен, на мой взгляд, не самый плохой выбор. По поводу того, какие книги должны быть обязательно в школьной программе. Опять же не буду оригинальна, как бы ни хотелось соригинальничать. Думаю, программа по литературе адекватная в смысле писателей (сужу по программе своего времени, возможно, сейчас все изменилось). По программным произведениям, нет, конечно. Многое рано и не будет понято, просто нет у подростка жизненного опыта, духовных ориентиров для понимания Толстого, Достоевского, например. По большому счету перед Достоевским надо Евангелие изучать – это православный писатель. Выбор романа опять же странный…Почему «Преступление и наказание»? Я бы, наверное, добавила немного зарубежной классики – Драйзера, например, Мураками.

Нина Обрезкова, поэт, драматург:

– Считаю, что непременно нужно читать русскую классику. «Гарри Поттера» и так прочитают. Нужно читать произведения о природе – Пришвина, Бианки и т.д. Литература такого рода должна вводиться волевым решением, хотя думающий преподаватель так и сделает. Если говорить о литературе как искусстве слова, а для меня это самое главное, то надо читать «Джан» Платонова, всего Андреева, «Преступление и наказание» Достоевского, «Легкое дыхание» Бунина, стихи Кедрина… И еще надо обязательно читать литературу разную – разных эпох, разных стилей, вдруг найдешь что-то «свое».

Руслан Габов, учитель русского языка и литературы эжвинской школы №31:

– Не согласен я с Любовью Борусяк. Если к старшим классам любовь к книгам еще не появилась, то «Гарри Поттером» ее не привить. Все книги, которые сейчас есть в школьной программе, меня устраивают.

Сергей Гагаузов, директор Воркутинской детской художественной школы:

– Лично я читал в детстве очень много, когда перечитал все книги в детской библиотеке, меня в шестом классе отправили во взрослую. Но наше поколение было читающим, это не удивительно. Что касается классики, то тут мне просто повезло с учительницей, которая была влюблена в литературу, но любовь к своему предмету прививала ненавязчиво, а через эксперимент. Благодаря ей, например, я довольно рано прочитал «Мастера и Маргариту» Булгакова, правда, в основном читал то, что было связано с Понтием Пилатом. Что касается «Гарри Поттера», то я вовсе не против этой книги, она написана живым, динамичным языком, более понятным детям, чем язык русской классики. Умный учитель, имеющий опыт чтения, прочтя эту книгу, может постепенно, разговаривая с учеником на одном языке, подвести его к Гоголю или Бунину. Заинтересовать его тем, что в русской классике есть много того, что поможет ему войти в большую жизнь подготовленным: первая любовь, товарищеские взаимоотношения, предательство, верность и т.д.

28894136-9be9-475c-aacd-68e58a4ba245_jpg_620x1000_x-False_q85

Устраивает ли вас современная школьная программа по литературе?
Проголосуйте на www.respublika11.ru

3 ответов на Что должны читать дети?

  1. Корнаухова Любовь,пенсионер:

    В мое время был силен идеологический диктат,поэтому в школьную программу были включены не лучшие произведения авторов.Например,у великого писателя А.М.Горького,на мой вгляд, прекрасное произведение -«Жизнь Клима Самгина»игнорировалось,зато все изучали революционный роман»Мать».

  2. Ольга Зайцева, библиотекарь:

    В предлагаемом опросе уважаемых, авторитетных людей республики, специалистов по чтению выбран абсолютно неправильный подход к проблеме. Все свелось к Гарри Поттеру и Толкиену.
    И спрашивать у взрослого населения, которое в большинстве своем абсолютно не знакомо со школьной программой по литературе устраивает ли она их, совершенно некорректно.
    Современная ситуация с чтением не выходит за рамки стандартной. Читают и дети, и взрослые.
    Но сегодняшние дети не понимают половины слов в произведениях писателей, которых мы относим к русской классике. Не понимают эпохи, культурно-бытовых традиций. Они их просто не знают.
    Поэтому процесс чтения становится скучной, нудной обязанностью.
    Должен ли быть определенный рекомендательный список книг? Не обсуждается — должен быть, но, что называется, без фанатизма.
    Для каждого возраста свой репертуар и по более упрощенной схеме, чем в советской школе.
    Проблема в том, что нет альтернативы «Вите Малееву…», «В стране невыученных уроков», «Динке»,»Баранкину…» и т.д.
    А классика — это не для всех, и так было всегда. Половина взрослого населения никогда не читала и вряд ли прочитает «Войну и мир», «Братьев Карамазовых», «Фауста» или «Чайку». Хуже от этого никому не становится, каждый выполняет свою программу. Вот это и нужно брать за основу.
    А чтение — магия, этому не научить.

  3. Евгений:

    У нас есть много отечественных прекрасных произведений! Почему наши дети должны читать «Гарри Поттера»? Что им даст чтение подобных книг? Чему хорошему научит? И, вообще, любовь к чтению надо прививать с детства и формировать хороший вкус тоже. Тогда и классику прочитают рано или поздно.

Добавить комментарий