Сергей Козлов: «Мы нацелены на продолжение антикризисной программы»

Экономический кризис не замедлил сказаться на работе предприятий республики. По последним данным, процессы высвобождения, перехода в простой и неполную занятость работников сегодня идут на 49 предприятиях. С целью выровнять ситуацию на рынке труда и не допустить массового сокращения людей Республика Коми подала заявку на получение федеральной субсидии в поддержку организаций, находящихся в наиболее сложном положении. Минувшей осенью федеральные средства были получены. Как идет их освоение, специально для «Республики» рассказал руководитель регионального управления по занятости населения Сергей Козлов.

IMG_8294

– Какие суммы были выделены республике и каким предприятиям будет оказана помощь?
– Начну с того, как появилась программа. Сбои в экономике страны возникли уже в 2014 году, увеличилось количество организаций группы риска, где начались процессы высвобождения работников либо перевод их на неполный рабочий день или оформление отпусков без содержания. В связи с этим российским правительством было разработано постановление РФ №35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Изначально на эту программу предполагалось выделить почти 52 миллиарда рублей, но, к сожалению, в силу разных объективных причин эта цифра уменьшилась в десять раз – до пяти миллиардов.У нас в Коми тоже серьезно увеличилось число организаций, в которых идут процессы высвобождения, перехода в простой и неполную занятость работников. Поэтому мы включились в разработку своей республиканской программы сразу после выхода постановления правительства России. Кстати, условия получения субсидий были достаточно жесткими, на специальной межведомственной комиссии, где присутствовали представители более десяти российских министерств, ведомств и профсоюзов, нужно было доказывать и обосновывать каждую цифру. Возможно, поэтому из 85 субъектов участниками стали всего лишь 19. И то, что мы смогли привлечь федеральные деньги в республику, это очень хорошо. Вообще, в сравнении с еще недавним прошлым подходы выделения федеральных средств изменились кардинально. Если в 2009 году выделенные из федерального бюджета деньги на такую программу делили между субъектами в зависимости от ситуации на рынке труда, то сейчас досконально рассматривалась каждая заявленная организация.
Изначально мы от Республики Коми заявили более чем 20 организаций, которые нуждаются в поддержке. Туда входил ряд предприятий коммунального блока, поддержка высвобождаемых сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Но в ходе обсуждений остались только те организации, которые присутствуют в мониторинге увольнения работников в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата, а также неполной занятости работников. Мы свою программу защищали семь раз. И в результате нам оставили три организации: шахту «Инта-уголь», АО «Комиавиатранс», которое стало принимающей структурой сокращенных работников «ЮТэйр-Экспресса», и компанию «ТМХ-Сервис», в которую входят локомотивные депо в Печоре, Микуне, Сосногорске, Воркуте. В связи с уменьшением добычи угля в «ТМХ-Сервис» упал объем перевозок и резко снизилась необходимость в передвижном составе. Работники там были выведены на неполный рабочий день. В ноябре произошла корректировка программы, и добавилась еще одна организация – Эжвинский РСТ (ремонтно-строительный трест). Коми была выделена субсидия в размере 119 миллионов из федерального бюджета и 13,2 миллиона – из республиканского бюджета.Поддержка этих организаций осуществляется по двум направлениям – временная занятость и опережающее обучение работников. Сотрудники, согласившиеся перейти на временную работу, выполняют непрофильный труд. К примеру, слесарь высокой квалификации может выполнять дополнительные неквалифицированные работы, а государство компенсирует организациям зарплату временно трудоустроенных людей в размере прожиточного минимума и налоговые отчисления. Общая сумма – чуть больше 15 тысяч рублей.Второе направление поддержки – опережающее обучение. Мы с организациями провели анализ вошедших в эту программу работников, которым необходимо либо повысить квалификацию, либо получить дополнительную профессию, чтобы они могли сохранить за собой рабочее место и не быть уволенными. Если говорить цифрами, то на шахте «Интауголь» порядка 500 человек будут находиться на временной занятости и 300 человек пройдут профессиональное обучение. В «ТМХ-Сервис» временно трудоустроены 330 человек и 180 проходят опережающее обучение. В «Комиавиатрансе» 80 человек – во временной занятости и 80 работников – на обучении. В ремонтно-строительном тресте 100 человек должны пройти опережающее обучение.
– АО «Комиавиатранс», несмотря на кризис, вроде бы относительно стабильно работающая компания. Какая им выгода брать к себе сотрудников «ЮТэйр-Экспресса»?
– В «ЮТэйр-Экспрессе» идут процессы массового сокращения, но ведь там же работали профессиональные кадры – бортпроводники, техники, пилоты. Почему бы не предоставить им рабочие места в «Комиавиатрансе» – компании, которая намерена увеличивать свой летный парк. Ведь новые самолеты – это потребность в дополнительных кадрах. Так что «Комиавиатранс» взял на себя высокую социальную миссию, решив трудоустроить оставшихся без работы людей. Это значит, сокращенные из «ЮТэйра» не придут к нам в службу занятости, а будут при деле.
– А как конкретно будет решаться ситуация в «Интаугле»?
– 500 человек, вошедших в программу, делятся на две группы. Во-первых, мы направляем на шахту людей, ищущих работу. Естественно, там их пока принимают на временные работы с компенсацией зарплаты за счет программы. Ну а дальше уже у людей появляется шанс быть устроенными постоянно, если, конечно, они себя хорошо зарекомендуют. Вторая группа – это работники вспомогательных служб шахты, которые находятся в режиме неполной занятости. За счет компенсационных выплат люди обеспечиваются и зарплатой, и работой.
– До нового года остался месяц. Федеральные средства пришли уже осенью. Успеем ли их освоить? И если не успеем, то что ожидать работникам этих предприятий? Деньги в бюджет придется вернуть, а людей, которые надеялись хоть какое-то время еще удержаться на плаву и получать зарплату, оставить без работы?
– Здесь я хочу сослаться на пункт решения заседания федерального правительства от 5 ноября 2015 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтруду России разработать варианты по продлению оказания помощи в рамках этого постановления. Учитывая, что распоряжение правительства России о выделении субсидий Республике Коми было подписано только 28 сентября, а реализовывать эту программу мы смогли начать только с октября, врио главы региона Сергей Гапликов направил письмо на имя министра труда РФ Максима Топилина с просьбой учесть ситуацию в республике, поздний приход денег и оказать содействие в продолжении этой программы. Конечно, мы нацелены на положительное решение.
– Значит, можно надеяться, что деньги программы будут перенесены на следующий год?
– Мне трудно говорить о том, каков будет механизм возврата этих средств в федеральный бюджет и потом обратно к нам. Здесь ведь вступают в действие нормы бюджетного кодекса, которые обязывают субъекты вернуть нереализованные деньги. Думаю, Минфин России разработает этот порядок. Но у нас, естественно, нет никакой возможности успеть освоить эти деньги до нового года. Во-первых, сама программа была рассчитана на пять месяцев. Если бы эти средства выделились летом, то компания «Инта-
уголь» вошла бы в эту программу с численностью где-то 1200 работников, как минимум. Но, пока шли согласования, руководство шахты заключило договор на поставку угля на Череповецкую ТЭЦ, шахта заработала, потребность в федеральной поддержке уменьшилась, но проблемы-то все равно остались. Поэтому мы активно начали подбирать дополнительные компании, думать о перераспределении этих средств на другие направления.
– Одним из направлений программы является поддержка социальной занятости инвалидов. Что конкретно стоит за этой формулировкой?
– В соответствии с договором, срок которого также определен пятью месяцами, организация принимает инвалида на временную работу, определяет его трудовые функции и оплату, а государство потом компенсирует эту зарплату исходя из суммы, которую я уже назвал, – 15 тысяч рублей. У нас по программе заявлено 50 инвалидов, а работают уже 58. Надо отдать должное нашим организациям, которые охотно пошли навстречу: инвалиды трудоустроены и в крестьянско-фермерские хозяйства, и у индивидуальных предпринимателей, и в общественных организациях.
– 15 тысяч рублей – это фиксированная сумма, которую человек получит за вычетом налогов, независимо от работы, которую он выполняет? Или она может быть меньше или больше?
– Зарплата необязательно ограничивается этой суммой. В зависимости от сложности выполняемой работы и ее объема работодатель может либо что-то доплачивать, если считает необходимым, либо определить меньший размер зарплаты.
– Не совсем понятно, почему в эту программу вошла поддержка социальных молодежных проектов.
– У нас ведь молодежь от 16 до 29 лет считается наименее защищенной на рынке труда. Если они не имеют востребованной профессии или стажа работы, то им сложно трудоустроиться. Большая часть клиентов службы занятости – именно молодежь. Вместе с тем именно они обычно бывают носителями интересных бизнес-идей, они смелы в реализации своих проектов, потому что больше предрасположены к предпринимательству, чем старшее поколение. Почему бы не поддержать молодежь в проектах, связанных с социальной направленностью? Мы разработали положение, объявили конкурс проектов. На этой неделе уже 16 победителей получают свои гранты в сумме 300 тысяч рублей. Одно из условий для участников этого направления программы – создание как минимум трех рабочих мест в рамках своего бизнес-проекта. Мы нацеливаем победителей на то, чтобы они на эти деньги приобретали оборудование, на котором можно было бы создать рабочие места. Например, приобретение оборудования для оказания парикмахерских услуг. Год парикмахерская будет бесплатно стричь детей-сирот сыктывкарского детского дома №3. Разве плохая идея? Или расширение цеха по пошиву женской одежды. Оборудование психологической мастерской для реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми заболеваниями. Еще один из 16 проектов – создание спортивного клуба для людей с инвалидностью в Троицко-Печорске.
– Сколько человек может принять участие в этом направлении программы?
– Число получателей грантов ограничено 30 претендентами. Сейчас объявлен второй этап конкурса, на следующей неделе будут подведены итоги, и где-то 10 декабря вторая часть конкурсантов получит гранты. Причем я хочу отметить, что не мы определяем этих победителей. Для отбора проектов создана комиссия из представителей различных общественных молодежных организаций и Народного фронта.

Страница подготовлена Галиной ГАЕВОЙ,
фото Дмитрия НАПАЛКОВА, при содействии Управления РК по занятости населения

Оставьте первый комментарий для "Сергей Козлов: «Мы нацелены на продолжение антикризисной программы»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.