Наркоманов будут сажать?

Депутат Госдумы Олег Нилов внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, который предусматривает уголовное наказание за употребление наркотиков для людей, которым официально поставлен диагноз «наркомания». Текст законопроекта недавно опубликовали на сайте парламента. Наказывать наркоманов за употребление наркотиков Нилов предлагает лишением свободы на срок от четырех до шести месяцев. При этом в случае, если такой человек даст добровольное согласие на лечение в наркологическом диспансере, его предлагается освободить от ответственности. Вы поддерживаете такой способ борьбы с наркоманией и употреблением спайсов?

tyuryma

Сергей Бажутов, прокурор Коми:
– С законопроектом я не знакомился, но, судя по вопросу, фактически речь идет о возврате к существовавшей в СССР норме, закрепленной статьей 224.3 Уголовного кодекса РСФСР. Указанная норма не вошла в принятый в 1996 году новый УК РФ. В кодекс тогда не включили и ответственность за повторное нетрезвое управление транспортным средством, хотя в старом кодексе имелся отдельный состав, предусмотренный статьей 211.1. Примечательно, что спустя девятнадцать лет мы все-таки вернулись к необходимости ее «реанимации» – с 1 июля текущего года действует статья 264.1 УК РФ, на основании которой уголовному преследованию подвергаются севшие за руль нетрезвые граждане, ранее уже привлекавшиеся к административной ответственности за подобное вождение (на сегодня приговоры в республике вынесены в отношении шестидесяти трех таких водителей). Норма оказалась востребованной, поэтому закономерен вопрос: зачем в девяностые годы ее исключили из уголовного законодательства? Та же история и с ответственностью за потребление наркотических средств без назначения врача: почему про нее забыли составители УК РФ 1996 года, если этот метод оказался настолько нужным, что сейчас его предлагают вернуть? Но на этот вопрос должны отвечать не политики, а ученые-юристы. Законо-творческий процесс не терпит суеты. Нельзя изменять нормы права под влиянием событий, которые носят единичный характер, но приобрели широкую огласку благодаря СМИ.
Виктор Тельнов, руководитель Агентства Республики Коми по делам молодежи:
– Согласен. Предложение разумное. Ко всему прочему наркомана необходимо отправлять на принудительные работы. Государство должно заботиться о тех, кто не может себе помочь. В первую очередь это сироты и инвалиды. Наркоманы способны сами себя содержать и лечить при должном надзоре. Кроме того, весь опыт ресоциализации и реабилитации наркоманов говорит о том, что трудотерапия – лучшее лечение.
Екатерина Соколова, член Общественной палаты РК:
– Довольно странная инициатива. Если так дальше пойдет, то скоро депутаты предложат штрафовать диабетиков за употребление сахара. Я считаю, что сосредоточить усилия надо не на борьбе с последствиями наркомании, а с этим явлением в принципе, душить его еще на корню. Депутаты должны искать средства, которые помогут на законодательном уровне ограничить распространение наркотических веществ, а не думать, как лечить наркоманов.
Наталья Дружинина, заведующая реабилитационным наркологическим отделением ГБУЗ РК «Воркутинская психоневрологическая больница»:
– Лично мое мнение таково: я считаю, что эти меры не будут эффективными, если будут реализованы в принудительном порядке. Как показывает наша практика, пациенты, поступающие к нам по решению суда, имеют очень низкую мотивацию к лечению, стараясь по большей части избежать уголовного наказания. Что касается этической стороны дела, то, по моему мнению, это будет не очень правильно. Если человек признан больным (а наркомания – это сложное хроническое заболевание), он должен принимать решение совместно с врачом для того, чтобы пройти курс лечения. В случае если у больного произошел рецидив, он все равно не заслуживает такой кары, он ведь не перестает быть больным. В данном случае у него попросту отбирают право выбора.
Олег Бекетов, председатель молодежного парламента РК, заместитель главного врача Республиканской станции переливания крови:
– Споры о том, «сажать или не сажать», ведутся уже давно. В 2011 году ФСКН уже готовила соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Я считаю, что необходимо лечить и реабилитировать, но на время этих процессов обязательно изолировать от общества. Ведь наркоман виноват не только в употреблении, но и в вовлечении других. Приобретение наркотиков тоже незаконно, и уровень вовлеченности наркомана в преступный мир должны проверять правоохранительные органы. Вопрос финансирования лечения и реабилитации должен решаться за счет привлечения к труду лиц, проходящих реабилитацию, с таким сроком «контракта», пока не отработает потраченные на него средства или их не компенсируют родственники, например. В любом случае от ответственности освобождать нельзя.
Иван Лысенков, председатель Коми республиканской общественной организации социальной помощи «Здоровая республика», главный специалист Министерства здравоохранения РК по профилактической медицине:
– Вопрос об уголовной ответственности за употребление наркотиков стоит не первый год. И инициативу Госдумы вполне можно понять, ведь употребляющий наркотики человек не только становится социальным иждивенцем (государство тратит огромные средства на лечение и реабилитацию потребителей наркотиков, которые можно было бы направить, скажем, на помощь детям), но и может втянуть в нарко-среду других лиц, а это уже угроза обществу. Посмотрите на примере спайсов: этот «бич» получил распространение не только среди подростков, от него стали страдать дети младшего возраста. Считаю, что потребитель наркотиков должен нести ответственность, меру которой установят законодатели.
Анна Фролова, член Общественной палаты РК:
– Здесь нужно осознавать, что, пока в обществе не будет сформировано нетерпимое отношение к наркотикам, наши дети будут продолжать умирать, я считаю, что эта законодательная инициатива – еще один шаг в борьбе с употреблением наркотиков.
Давайте четко понимать, что, как только человек берет в руки наркотик, он уже автоматически нарушает закон, а с этим нельзя играть. Сегодня, например, если взять ситуацию с употреблением спайсов среди молодежи, мы видим, что молодые люди начинают употреблять этот тяжелейший и опаснейший наркотик как-то играючи, они не относятся к нему серьезно. Разговариваешь со многими, они говорят о том, что это сравнимо с курением травы, так они выражаются. Замотивировать на первоначальном этапе такого молодого человека пройти лечение, реабилитацию очень сложно, они не считают себя наркоманами, хотя уже происходит полная деградация, остановка развития, потеря будущего, а реальной угрозы наркоман, употребляющий спайс, не видит.
Поэтому с появлением этой инициативы у общества появляется еще один реальный механизм в борьбе с употреблением наркотиков, не путем применения в отношении наркомана административной ответственности в виде штрафа, на который они не обращают никакого внимания, а путем угрозы реального лишения свободы. Многие скажут, что жалко, что нельзя сразу наказывать, а как по-другому? Это и есть нетерпимое отношение к наркотику. Если вашему ребенку завтра такой наркоман предложит наркотик, поверьте, вам уже не будет его жалко. Если человек берет в руки наркотик, он должен четко осознавать, что не бывает легких и тяжелых наркотиков, что за употребление любого из них он может сесть в тюрьму.
Тем более эта законодательная инициатива предусматривает еще и принудительное лечение, а как я понимаю, это и есть основная цель, к которой ведет нас автор. То есть больной наркоманией человек должен понимать, что просто так колоться и жить в обществе он не может, ему придется сесть в тюрьму, но в то же время мы понимаем, что это больной человек, и даем ему шанс пройти лечение. Выбор за ним.
Единственное, что мне здесь хотелось бы отметить, – это то, что параллельно необходимо решать вопрос о социальной адаптации этих людей после прохождения принудительного лечения. Иначе, как показывает практика, человек проходит лечение, возвращается в ту же среду, работы нет, делать нечего, все начинается по новой. На мой взгляд, было бы хорошо предусмотреть в программе принудительного лечения программы обучения простым рабочим специальностям, которые всегда востребованы.
Денис Шиманский, член общественного совета при руководителе администрации Ухты:
– Наркоманов сажать, на мой взгляд, это не выход, это утопия. Так мы имеем наркоманов, посадим – будем иметь наркоманов-преступников. Достаточно почитать статистику официальную, прибавить к этой цифре пятьдесят процентов, и на выходе мы получим количество больных людей.
Любое употребление наркотиков не оставляет в теле практически ни одного органа, который оказался бы не затронут их воздействием, спайсы не исключение, более того, это химия, целая таблица Менделеева. Необратимые процессы ведут к глубокому слабоумию и пожизненной инвалидности. Наиболее выраженный вред спайса – поражение головного мозга: курение приводит к резкому сужению мозговых сосудов, что влечет за собой кислородное голодание, снижение жизнеспособности клеток мозга и их гибель. На половые органы также оказывается влияние курительных смесей, постепенно ведет мужчин к импотенции, а женщин к бесплодию. Изменение психического состояния в виде психоза с двигательным возбуждением, галлюцинациями и опасными действиями, которые нередко приводят к трагическим последствиям. Молодые люди не понимают, что несколько минут «радости» в обмен на существование «овоща» – это страшное последствие курения спайса.
И что толку от того, что мы их посадим. Ну посидят они полгода, и что? Их лечить надо, а тех, кто отказался от добровольного лечения в наркологическом диспансере, лечить в специализированных местах, и принудительно. На первый раз – отмечаться у нарколога с прохождением различных тестов, посещением психологов, обученных людей минимум год. Тем самым дадим возможность самим решить этот вопрос и, если помогло, снимать с учета и дать возможность жить дальше. Ну а если были замечены в употреблении еще раз, тогда (и только тогда) уже принудительное лечение, опять же в специализированных местах многофункционального уровня. Лучше бы подумали над тем, чтобы сроки добавить за распространение наркотиков, а то этих нелюдей ничто не останавливает. И первичной профилактикой занимались бы больше, с родителями разговаривали. А вторичной и третичной профилактикой пусть занимаются профессионалы. Я против предложения Нилова сажать. Я за то, чтобы лечить, а не забивать и так переполненные тюрьмы и ломать судьбы людские.
Дмитрий Шатохин, глава Усть-Куломского района:
– Мне тяжело ответить на данный вопрос, потому что особо не сталкивался напрямую с проблемой наркомании. Да и для района она особо не типична. А вот если бы задали вопрос: «Вы за принудительное лечение от алкоголизма?». Я бы ответил, что «за». Столько хороших людей могли бы спасти от этой заразы, в том числе и в нашем районе.
Отец Иоанн (Коюшев), иерей, помощник руководителя молодежного отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии:
– Думаю, что все же нет. Церковь не осуждает. Церковь вопиет о пагубности пристрастий. Данная мера пресечения будет для кого-то выходом из зависимости, для кого-то очередным тупиком. Но все же это, скорее всего, хорошая попытка отрезвить общество. Это мое личное мнение.
Алексей Нагаев, председатель Ассоциации профессиональных адвокатов «Городская коллегия адвокатов»:
– Как адвокат, я считаю, что ужесточение уголовной ответственности само по себе не повлияет на снижение количества преступлений. По таким категориям дел уголовная ответственность и так сегодня сурова. А в данном случае речь идет не о продавцах, а о больных людях, которым официально поставлен медицинский диагноз «наркомания».
Екатерина Беляева, молодежный лидер из Прилузского района:
– Безусловно, наркомания – это болезнь, которую надо лечить. Но без фанатизма, конечно, учитывая состояние больного. Возможно, ограничение свободы будет действительно полезно и для наркомана, который не хочет лечиться, и для его окружения. В любом случае и в диспансере, и в местах заключения государство будет заботиться о состоянии здоровья гражданина.

Оставьте первый комментарий для "Наркоманов будут сажать?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.