Валентина Авраамова: «Свободного времени, слава богу, не бывает»

Сегодня с бенефиса заслуженной артистки России Валентины Авраамовой откроется 73-й театральный сезон Воркутинского драматического театра. Зрителям будет представлена премьера комической мелодрамы «Еще не вечер» в постановке Амана Кулиева, где именинница будет играть роль эксцентричной Люсиль.
Накануне бенефиса актриса согласилась уделить нам несколько минут своего драгоценного времени.

9hN0rgxrSPs sQ04a47uqrk


– Недавно довелось смотреть передачу о народной артистке
СССР Вере Васильевой. Ей девяносто, но она все еще выходит на сцену и при этом говорит, что всегда волнуется, как в первый раз. А вы волнуетесь или профессионализм берет свое?
– Не знаю, как Вера Васильева, а я, сколько бы ни выходила на сцену, всегда волнуюсь. Тут не играет роли ни возраст, ни опыт. Особенно если не в начале спектакля выходишь, то все время думаешь: ну скорее бы уж, скорее бы, а потом вышел и там уже пошел работать спокойно, без волнения.
– У вас огромный багаж ролей, в чем секрет такой продуктивности?
– Когда роль интересна, работаешь с удовольствием – вот и весь секрет. Вот сегодня мне предстоит играть именно такую роль. Моей героине Люсиль – 50, а мне-то уже семьдесят. Она темпераментная, подвижная, и режиссер поставил так, что Люсиль все время двигается, танцует – ну представьте Людмилу Гурченко. У меня в жизни было очень-очень много ролей, но такой еще не было. Тем более я по жизни спокойная, сдержанная. Но тем интереснее мне играть эту роль! У Люсиль сложная судьба, и на первый взгляд это женщина легкого поведения, меняющая мужчин как перчатки. Но окажется – все это маска, на самом деле она человек драматического склада и ей ужасно не повезло с мужем.
Эта пьеса в оригинале называется «Девичник над вечным покоем». История и вправду не сильно веселая: три вдовы каждый месяц посещают могилы своих мужей и устраивают там нечто вроде девичника.
– Вы бы могли вспомнить о самых ярких, поворотных моментах карьеры?
– Конечно, это роли, когда я из лирической актрисы выросла в драматическую: Мария Стюарт в одноименной пьесе Шиллера, Донна Анна в «Ричарде III» Шекспира, Гертруда в «Мачехе» Бальзака, Марга в «Дикаре» Касона. Знаете, в молодости я играла все больше классику, сегодня играю легкомысленных женщин. А после института, в Нежинском театре на Украине, играла как-то бабку. Мне зубы черным цветом закрасили – и вперед. Так радостно ее играть было, мне очень понравилось, и я все ждала, когда же мне выпадет роль Бабы-яги, но мне все больше давали играть цариц и королев. Тем не менее, когда ставились сказки, я с удовольствием играла и Мамку Кащея, и Ведьму, и Бабу-ягу – это было счастье. Для меня чем роль ярче, тем интереснее, наверное, потому что в жизни я человек стеснительный. Было много вводов и на драматические роли по украинской классике.
– А как же вы решились пойти в актрисы? Ваш супруг Анатолий Иванович (Анатолий Аноприенко – ведущий мастер сцены, почетный деятель искусств РК, на снимке – ред.) мне рассказывал, что в юности вы и с парашютом прыгали, и мотоспортом занимались…
– В юности да, я была озорной девчонкой, но вот на танцы не ходила, тоже из-за стеснения. А парашютным спортом действительно занималась. После того как Юрий Гагарин полетел в космос, я мечтала стать первой женщиной-космонавтом. Десять раз успела прыгнуть с парашютом, как пришло известие о Валентине Терешковой. Первой космонавткой стать мне не довелось, бросила парашюты и пошла на мотогонки. На велосипеде любила гонять, разбивалась не раз, но страха никогда не испытывала. А в актрисы пошла… Я очень рано осталась без мамы, меня и брата воспитывала бабушка – Мария Ефимовна Ярошенко-Черняк, которую я долгое время считала родной матерью. Бабушке я посвятила роль Ганны в спектакле «Вечер» А.Дударева. Вообще многие роли я посвящала про себя близким мне людям.
Так вот, возвращаясь к детству. Почему-то я очень любила примерять мамины платья, танцевать в них, читать стихи, чтобы непременно до слез, чтобы плакать.
– Вот, видимо, когда в вас и проснулась драматическая актриса… Известно, что какое-то время вы работали в Москве, расскажите об этом периоде.
– Мы с Анатолием Ивановичем долго скитались без квартиры. Как-то заехали в Борисоглебск, где нас «захватил» директор театра имени Чернышевского. Он дал нам комнату в коммуналке, и шесть лет мы прожили в ней. Анатолий работал главрежем в театре, я играла. Все это время нам обещали квартиру, а соседи в коммуналке были те еще пьяницы и скандалисты. Потом случились какие-то политические события, в городе появились беженцы, которых в первую очередь обеспечивали квартирами. Мы поняли, что нам ничего не светит, и встали на актерскую биржу в Москве. В это время играли в московском театре «Балаганчик», в котором Анатолий Иванович был директором-распорядителем, объездили полстраны с выступлениями, давая по четыре-пять концертов в день. Кстати, именно тогда я и взяла псевдоним Авраамова, моего деда звали Федор Авраамович, соответственно прадеда – Авраам. А по паспорту я Аноприенко, с Анатолием Ивановичем мы вместе более сорока лет.
Кстати, уже в Воркуте Анатолий Иванович организовал при Доме культуры шахтеров свой театр «Балаганчик», многие ребята, выйдя из его стен, поступили в театральные вузы.
В Воркуту мы, конечно, ехать боялись, климат все же… Но когда приехали, а тут – настоящая зима, люди хорошие, квартиру двухкомнатную нам дали, жить и жить. В этой квартире, кстати, мы и живем до сих пор вот уже 18 лет.
– Что бы вы с высоты своего опыта посоветовали тем, кто только начинает актерскую карьеру?
– Даже не знаю, а нужно ли молодым что-то советовать? Тут сложно. У меня такой характер – я не наглая, и время было такое – мы ролей не просили, ждали, когда предложат. А сегодня не могу смириться, когда вижу, какие они порой… пробивные, даже чересчур. В то же время думаю: да другая нынче эпоха, ценности другие и театр, увы, другой.
– А кого из актеров-современников вы бы выделили сегодня?
– Обожаю Сергея Безрукова, вообще люблю всех табаковских, это мое, Костю Райкина – они с Анатолием вместе учились в «Щуке», только Анатолий на режиссерском, а Костя на актерском отделении. Кто еще? Да многие: Владимир Машков, Полина Кутепова, Людмила Гурченко, всех фоменковских ребят (Петр Фоменко руководил Московским театром «Мастерская Петра Фоменко» – ред.). Всех не перечислишь.
– Следите за театральной жизнью в России? Видео в интернете поглядываете?
– Интернет… Да, у меня даже своя страничка была «ВКонтакте», вот только я пароль забыла. А вот Анатолий Иванович, он да, и смотрит, и скачивает, и вообще всегда в курсе всего. У нас у каждого свой компьютер, у меня нэтбук, у супруга – ноутбук. Другое дело, что после вечерних спектаклей мы приходим поздно. Времени свободного совсем нет. И слава богу.
– Валентина Григорьевна, а где вы отдыхаете с Анатолием Ивановичем?
– В этом году, например, мы отдыхали в Щелыково – на родине Александра Островского. Там чудесно, спокойно, и там хочется читать стихи.
Марина Щербинина

1 Комментарий для "Валентина Авраамова: «Свободного времени, слава богу, не бывает»"

  1. Поздравляем с бенефисом!Ваши Аноприенко, г.Магадан.

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.