В ожидании «звонкого» дня

Марина Цыкало считает, что главный секрет в работе воспитателя – уметь учиться у детей

У моей хорошей приятельницы дома на столе в комнате и на подоконниках царил вечный хаос. Какие-то еловые шишки, пластилин, нарезанная бумага, веточки. Она была воспитателем детского сада. «Зачем тебе все это?» – удивлялась я. Ну, пришла домой и отключилась. Отдыхай, зачем продлевать рабочий день дома? Но моя подруга искренне не понимала, как можно дома отключиться от ее «воробышков», так она называла своих подопечных. Слово же «хаос» ласково переправляла на «художественный беспорядок». Сегодня она давно на пенсии, воспитывает внуков. Заслуженный человек. А недавно мне повезло встретить так похожую на ту мою давнюю подругу «воспиталку» – чего уж, так дети называют между собой своих первых наставниц, а если серьезно – воспитательницу дошкольного отделения прогимназии № 81 Марину Цыкало, у которой все так же: и камушки, и шишки, и бумаги на домашнем столе, и «воробушки».

IMG_9643


А помимо всего, ее воспитанники – победители всероссийских конкурсов. Завтра в России отмечается профессиональный праздник – День воспитателя, или день работников дошкольных заведений.
Марина Цыкало пошла по стопам мамы, которая тоже часть жизни посвятила служению детям. Но по стажу дочь давно обогнала мать. Ей сразу повезло попасть после дошкольного отделения сыктывкарского педучилища № 2 в хорошо обустроенный детский сад, где ее тепло встретили будущие коллеги.
Коллектив детсада был настолько дружный, что молодые сотрудницы, выходившие замуж, а было их, надо сказать, немало, непременно во время свадебных церемоний заезжали сюда как домой. Новобрачных поздравляли и дети, и взрослые, было весело и шумно. Это было давно, вряд ли сегодня при всех строгостях закона это возможно. А жаль.
И тем не менее. Поначалу дети не очень то и хотели признавать молодую воспитательницу, которая и выглядела-то как девчонка. Относились к ней скорее как к старшей подружке или сестре, что очень огорчало новоиспеченного педагога. Но однажды все стало на свои места. Во время тихого часа Марина пошла разгребать сугробы, как вдруг через снежную дымку почувствовала, что на нее смотрят. Порядка двадцати пар любопытных глаз наблюдали, как их хрупкая Марина Ивановна борется с большими кучами снега. А когда она вернулась в группу, уставшая и заснеженная, одна из девчушек неожиданно сказала: «Тебе было тяжело. Как же я тебя жалею…»
– Столько лет прошло, и чего только не было в жизни, а все чаще вспоминаю этот эпизод. После этих слов все как-то встало на свои места, – рассказывает Марина. – Дети очень чувствуют неуверенность, а тут как будто какая-то пружинка сработала во мне, и мы все друг о друге поняли.
Со временем обычный детсад превратился в необычный – коррекционный. Условия позволяли, ведь при садике был и комбинат питания, и бассейн. В коррекционный детсад пришли особенные дети – с различными заболеваниями опорно-двигательной системы, с неврозами, расстройствами психики и так далее. В их числе были и неходячие детки. Сердце воспитателей обливалось кровью, когда они видели, как мамы на руках поднимают детишек на второй этаж. Увы, пандусов в коррекционном саду не было, и появились они еще не скоро. А папы… Многие папы в таких семьях сбегают, не выдерживая психологической нагрузки, это общеизвестный факт. Остаются единицы, но зато это самые настоящие папы.
К счастью, по городу тогда курсировал автобус для детей-инвалидов.
– Помню общую линейку первого сентября. Нам бы улыбаться: новые дети пришли, а мы рыдаем, ну невозможно сдержать слез. Одно дело тебя теоретически подготовили, и совсем другое – увидеть, да еще когда их много. И глаза у некоторых – взрослые. В чем особенность общения? Просто всего надо больше. От нас – больше ласки, больше доброты, внимания. И терпения, – вспоминает воспитатель свою вчерашнюю работу.
Понятно, что с больными детьми беспрерывно работали специалисты по лечебной физкультуре, массажисты, логопеды – штат коррекционного детского сада расширился за счет медицинского персонала. У воспитателей же никаких специальных «коррекционных» образовательных программ не было. Первое время всех обучали по обычной стандартной «Васильевской», но потом на ее основе воспитатели сами стали разрабатывать специальные программы для сложных деток.
Понятно, что ни одна реорганизация не проходит без кадровых изменений и в первую очередь руководства. Так или иначе в силу сложившихся обстоятельств Марине Цыкало пришлось покинуть любимый детсад.
Казалось, ну и в чем печаль? Педагогическая пенсия уже есть. Да и хорошего воспитателя возьмут с руками и ногами в любое дошкольное учреждение, тем более в детсадах был кадровый голод.
Но вот тут-то она решила обмануть себя и не пошла ни в одно дошкольное учреждение, а стала домашним репетитором-воспитателем. Занималась с двумя мальчишками, учила, гуляла, кормила… А однажды поймала себя на мысли, что она скорее заменяет роль бабушки. Еще поняла, что ей ужасно не хватает звенящих детских голосов, шума и гвалта.
– Родители мне часто говорят: как у вас шумно, как же вы выдерживаете? А я и не замечаю шума. Бывает, детей в группе немного, и уже чего-то не хватает. Вот в лесу у меня действительно звенит в ушах от полной тишины, – смеется Марина.
В общем, поработав «бабушкой», Марина Цыкало вновь вернулась к своей стезе. Слава о ней, как о хорошем дошкольном творческом педагоге, уже давно бежала впереди нее, как бы там ни было, Марину пригласили работать в дошкольное отделение прогимназии. Сегодня она вспоминает: как только увидела, какое тут все яркое, уютное, как много игрушек, игр, книжек и то, как почти по-родственному встретили ее сотрудники, так все сразу определилось.
В ней с новой силой заиграло чуть задремавшее желание творчества. Какую бы тему ни проходили в ее группе – это совместный полет фантазии детей и их любимой Марины Ивановны. Например, тема космоса. Почему звезды? Почему они видны? Иногда трех-четырехлетки буквально загоняют в тупик: почему молоко у кого-то с пенкой, а у кого-то нет? Почему у собаки нет копыт, а у лошади есть? Почему одни кошки мурлычут, а другие нет?
– Кто бы мне сказал, что за детскими вопросами я буду нырять в интернет? – полушутя-полусерьезно говорит Марина. – А ведь приходится, работа с детьми, хоть и с маленькими, – бесконечный процесс самообразования.
Обожают подопечные Марины вместе с ней сочинять песни и сказки. Однажды во всем детсаде выключили свет. Это было зимой, погода стояла мягкая, шел снег. Марина позвала детей к окошку, чтобы вместе посмотреть на удивительное зрелище: крупные, порхающие через луч фонаря снежинки. Дети с воспитателем стали сочинять сказку. По словечку. По фразе. Но сказка действительно сложилась. Романтическая, зимняя сказка.
Сегодня малышня в группе Марины Цыкало с удовольствием сочиняет стихи, песни и сказки. Мало того, авторы печатаются в самых настоящих литературных журналах. В республиканской газете «Радуга», например, опубликованы сказки трехлетней Ксюши Крючек. Сказку Ксюша, сочиняя на ходу, рассказала маме Вере – инспектору ГИБДД. Мамина профессия тоже отчасти вошла в сказку.
«Чтобы сосульки не падали на голову, надо лопатой по ним постучать, и они упадут. Потом приедет полиция и поругает сосульку, что она упала», – сочинила Ксюша. Вторая сказка Ксюши посвящена деньгам. Сказка называется «Кто живет в кошельке». К счастью, ничего меркантильного. Ксюша собирается потратить деньги на море – на «мороженое и зверей». Сказка четырехлетнего Максима Чипсанова о веселом грузовичке «Чак», так же опубликованная в «Радуге» выдает в его авторе человека общительного, внимательного и заботливого.
Любимое занятие и воспитателя, и детишек – «мастерилка» – так весело Марина называет прикладные занятия. Вот оно, поле необъятное. Сегодня при всех возможностях материалов и подсказок в том же интернете можно творить и творить, было бы желание. Вот чего, а этого ни у самой Марины, ни у ее «самоделкиных» не занимать.
Под чутким руководством воспитателя дети учатся рисовать, лепить, клеить. К каждому такому мастер-классу педагог готовится дома по вечерам: что-то вырезает, вытачивает, лепит. Все лето как-то собирала камушки, чтобы познакомить мальчишек и девчонок с необычной, но очень интересной техникой рисования на камушках акриловыми красками. А чтобы некоторые фигурки были похожи на человечков (вдруг кому-то захочется раскрасить каменного робота), дома склеивала камушки один с другим. Дело это не простое, хорошо, сын во всем помощник. Оставалось только «загрунтовать» материал, то есть покрасить камни в светлые тона, чтобы рисунки на них смотрелись ярче.
Потом на этих камушках «расцвели» ромашки, выросли кактусы, а склеенные камни превратились в роботов или отважных рыцарей.
Примечательно, что Марина не просто обучает детей прикладным премудростям, но и активно участвует в их «продвижении», отслеживая в интернете различные конкурсы и предложения. В итоге ее воспитанники заняли второе место на всероссийском детском конкурсе. Жора Тырышкин – в номинации «Разноцветный мир» за работу из пластилина «Счастливое солнце», а Милена Плешкова – в литературной номинации «Дорога» за рассказ «Моя улица».
Конечно, самые первые помощники Марины Цыкало всегда и во всем – это родители. Да и как иначе, ведь когда они видят, сколько вкладывает она в каждого ребенка, сколько излучает доброй энергии, фантазии, сколько несет знаний. И кто еще как не Марина будет снимать на телефон их чад на прогулке или во время игры в группе и рассылать это вечером по интернету? Ей и самой это в радость, а уж мамам и папам…
– Голова когда-нибудь отдыхает? – спрашиваю Марину и вижу, что она не понимает, о чем я.
И то верно, когда работа в радость, когда каждое утро наполнено ожиданием встречи, а день приносит свои плоды – что может быть лучше?
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

4 Комментариев для "В ожидании «звонкого» дня"

  1. Отличная статья о замечателном и творческом человеке, педагоге, красивой и яркой женщине. Марина желаю самых радужных успехов, здоровья и благополучия.

  2. Это светлый добрый и надёжный человек. А главное сколько она даёт нашим детям. Творческих успехов в работе и огромного здоровья Вам Марина Ивановна.

  3. Марина Ивановна очень сильный педагог. Здоровья Вам и дальнейших успехов, Марина Ивановна !

  4. Елена Николаевна | 28.09.2015 в 18:01 | Ответить

    Мой ребенок был в группе у М.И. как раз в том саду. Детский сад он вспоминает с удовольствием, а М.И. с содроганием!!!!!!!!!!!! Делайте выводы((((

Добавить комментарий для Елена Николаевна Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.