Денис Богданов: «Наш продукт – это наша история»

На прошедшей 13 сентября республиканской выставке-ярмарке «Урожай-2015» одной из самых заметных была палатка предприятия «Сыктывкархлеб» с печкой, «построенной» из сухарей и сушек, обилием самой разнообразной выпечки. В результате предприятие стало победителем традиционного «урожайного» конкурса сразу по двум номинациям – «За сохранение национальных традиций» и «Новинка на рынке». О том, как «Сыктывкархлебу» удается успешно совмещать традиции с современностью, предугадывать желания покупателя и о планах предприятия на будущее в интервью «Республике» рассказал генеральный директор Денис Богданов.

DSC_0563 DSC03631


– На ярмарке «Сыктывкар-хлеб» представил самую разнообразную продукцию – от традиционных хлебов до восточных сладостей. А каким образом формируется ваше «меню» для обычных торговых точек? Расскажите об ассортиментной политике предприятия на сегодняшний день.
– Наш сегодняшний ассортимент – это больше трехсот позиций продукции, хотя, если начать спрашивать людей, с чем у них ассоциируется «Сыктывкар-хлеб», наверное, названий будет столько, что по пальцам рук можно пересчитать: хлеб круглый, хлеб «кирпичиком», батоны, пирожные, торты, баранки. Каждый вспомнит то, что он чаще всего покупает. У нас на предприятии есть отдел маркетинга, главная функциональная задача которого – анализировать ассортимент с точки зрения удовлетворения потребностей рынка. Мы не производим все подряд, а только то, за что реально голосует рублем наш покупатель. Конечно, есть и определенная сезонность в производстве в зависимости от спроса, понятно, что пасхальные куличи круглый год выпускать смысла не имеет. Но если что-то «всесезонное» стали покупать меньше, начинаем разбираться, что произошло и что нужно сделать? Может быть, уделить дополнительное внимание качеству? Сделать определенные шаги по продвижению этого продукта, рекламе? Какие-то виды продукции, если на них упал спрос, мы можем вообще перестать выпускать, но не факт, что навсегда – иногда имеет смысл вернуться к «хорошо забытому старому», людям может понравиться «вкус из детства». Наша ассортиментная политика сейчас направлена не столько на расширение линейки продукции, сколько на ее оптимизацию с точки зрения рынка и наших производственных возможностей. Но новинки, конечно, мы выпускаем на рынок регулярно. Люди ведь любопытны, в том числе и с точки зрения вкусовых ощущений, им всегда хочется попробовать что-то новое. Нужно удовлетворять эту потребность в новых ощущениях.
– И каким образом эти новинки «рождаются на свет» и выводятся на рынок?
– Специалисты отдела маркетинга изучают рынок, причем не только Сыктывкара и его окрестностей, где в основном и продается наша продукция, но и всей России, а также смотрят, какая продукция сейчас становится все популярнее в странах Европы и Азии. И на основе этих исследований дают задание нашей лаборатории проработать технологию производства, скажем, определенного вида булочек. Технологи лаборатории изучают рецептуру подобного рода изделий, придумывают несколько вариантов рецепта. Булочки выпекаются и поступают на рассмотрение комиссии, которая проводит дегустацию, высказывает замечания, выставляет баллы. И, таким образом, либо дает «добро» этой булочке, либо отправляет ее на доработку.
А дальше мы должны доказать торговым сетям, что эта булочка достойна того, чтобы оказаться на полках магазинов. В первую очередь новинка оказывается в наших фирменных торговых точках, витринах, так мы можем определить, действительно ли она понравилась покупателям.
– А различные дегустации, когда девушки с тарелочками в супермаркетах предлагают что-то попробовать, или ярмарки, вроде недавней, хорошо помогают в продвижении новинок?
– Это скорее методы подкрепить спрос на тот или иной продукт, напомнить о нем, дать попробовать тем, кто еще его не ел. А новинку лучше сначала просто положить на полку магазина. Если наши маркетологи «угадали» и продукт соответствует ожиданиям той или иной категории клиентов – они его купят.
– В нынешней экономической ситуации очень интересно знать о составе производимой продукции. Использует ли «Сыктывкархлеб» импортное сырье?
– Никто не будет отрицать, что если взять всю номенклатуру сырья, которое используют отечественные хлебозаводы, то определенная доля компонентов будет импортной. Но основную волну импортозамещения на нашем производстве мы уже пережили еще в прошлом году. Тогда только пошли ограничения по импорту, речь шла еще о ракетах, оборудовании, но тенденция уже была понятна, и мы стали работать с лабораторией, смотреть, что из импортного сырья можно заменить отечественными аналогами. Кое-что удалось вполне успешно заменить.
– А что именно?
– В основном различные конфитюры, джемы, используемые для производства кондитерских изделий. Раньше мы часто закупали польскую продукцию, сейчас все больше отечественную. Надо сказать, что показатели по отечественным джемам и конфитюрам сейчас стали лучше, производители подняли качество.
Но в целом хочу заметить, что наше предприятие и раньше было не слишком зависимо от импортного сырья. Хлебозавод наш уже с историей, помнит те времена, когда при производстве вообще никаких импортных компонентов не использовали. И мы до сих пор придерживаемся традиции: по максимуму натуральное, настоящие молочные продукты, никаких заменителей, улучшителей вкуса и так далее.
– То есть пальмовое масло не пройдет?
– О, с этим пальмовым маслом у меня недавно была история. Разговаривал со знакомой, а она сказала: «Вы же используете пальмовое масло, даже на этикетке про это написано». Я сначала оторопел: как так? Я знаю номенклатуру закупки всей масложировой группы, я просто не подписывал документы на приобретение пальмового масла. Сразу – к технологам. А оказалось, что мы закупили готовый продукт для начинки изделия, и в этом продукте по рецептуре допускается присутствие пальмового масла в каком-то минимальном количестве, поэтому по закону мы были обязаны на этикетке про это написать.
– А что для предприятия сегодня «хлеб номер один»? Что пользуется наибольшим спросом?
– Ну, конечно, это социальные сорта хлеба, они – львиная доля продаж. Если рассматривать структуру поставок нашей продукции, то 65 процентов будут «Городской» и «Дарницкий». Кроме того, достаточно популярны функциональные хлеба с различными добавками – хлеб со злаками, хлеб из овсяной муки. А по мне самая вкусная у нас – это финская лепешка. Был в Финляндии, купил там такую ради интереса – нет, не то. Пирожные наши пользуются хорошим спросом, хоть вроде ничего особо нового мы в этой категории не предлагаем. Но у покупателей они популярны: вкус знакомый, свежие, мягкие.
– На сыктывкарском рынке можно увидеть продукцию нескольких хлебозаводов, конкуренция в вашей отрасли достаточно высокая. А в чем «изюминка» вашего предприятия?
– Мы не воспринимаем других участников рынка как конкурентов, это коллеги, с которыми мы отчасти пересекаемся ассортиментом, к которым уважительно относимся. Мы не занимаемся конкурентной борьбой, для нас достаточно того, чтобы покупатель понимал, что мы стабильное, развивающееся предприятие, которое будет работать еще долгие годы. В чем «изюминка»? В том, что наш продукт – это наша история. Мы до сих пор используем много традиционных способов изготовления хлебов. У нас есть свое дрожжевое хозяйство, где мы выращиваем бактерии для заквасок, использующихся при приготовлении ржаных сортов хлеба. На многих предприятиях таких цехов уже не осталось, пользуются покупными заквасками, их искусственными заменителями. Мы не идем по пути искусственного удлинения сроков хранения продукции. Упакованный хлеб должен храниться не более трех суток, неупакованный – максимум 24 часа. А все, что выше этого срока, – уже за гранью человеческих понятий о натуральном. Кстати, большая часть нашей продукции развозится нашим же транспортом, соответствующим всем санитарным нормам и правилам, специально оборудованным, чтобы сохранять товар свежим. Так что за обеспечение качественной доставки мы отвечаем.
– Понятно, что в такие короткие сроки, как сутки-трое, реализоваться может не вся партия хлеба, часть потом должна вернуться на предприятие. И что происходит с возвратом? Перерабатываете на панировочные сухари?
– Нет, в такую переработку мы пускаем только тот хлеб, что не покидал стен предприятия, просто был по какой-то причине забракован технологами, допустим, форма получилась неправильная. Возврат тоже перерабатывается в сухари, но другие, которые покупают животноводческие фермы.
– Продукция «Сыктывкархлеба» продается в основном в столице Коми и ее окрестностях, есть ли у вас планы по расширению рынка?
– Мы уже поставляем нашу продукцию в Ухту, Усинск, Воркуту. С современными технологиями доставки – фургоны, упаковка, специальная тара – привозить хлеб свежим легко и к покупателям, которые находятся в сотнях километров от нас, были бы дороги. Поэтому в дальнейшем мы планируем расширить производство, выйти и на соседние регионы – Кировскую, Архангельскую области, а потом, возможно, и НАО.
Беседовала Анна Потехина

Оставьте первый комментарий для "Денис Богданов: «Наш продукт – это наша история»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.