Когда сон не в руку

Лучше вовремя остановиться, чем очнуться в кювете
«Причина аварии – водитель уснул за рулем» – такая фраза очень часто встречается в сообщениях о ДТП. И даже если ее нет, то причину происшествия часто можно предположить по времени и характеру происшествия: ночь или раннее утро, практически пустая трасса, а водитель вдруг совершает совершенно нелогичный маневр или «улетает» в кювет. А если при этом известно, что он ехал издалека – почти стопроцентная вероятность, что уснул.

062215_023669077187


По статистике, причина четверти аварий – усталость водителя, а почти половина ночных происшествий вызвана сном за рулем. Сыктывкарец Алексей несколько лет назад попал в серьезную аварию, чудом остался жив, с тех пор в сонном состоянии не водит ни при каких условиях.
– Повез собаку на выставку в Набережные Челны, из Сыктывкара выехали в пятницу в пять часов вечера. Под утро остановился, немного вздремнул в машине, чувствовал себя бодро. Утром субботы были на выставке, в обратный путь тронулись после полудня, к вечеру начала сказываться усталость, отсутствие нормального сна. Останавливался пару раз, спал примерно по часу. Доехал до Даниловки, это уже на границе Кировской области и Коми, поел, выпил кофе, чувствовал себя нормально, помню, как проехал Летку и все. Следующее воспоминание – стою возле машины в кювете. А самого момента аварии, как отстегивал ремень безопасности, выбирался из машины – не помню. Сгубила самонадеянность, а еще то, что поел. После в больнице невролог объяснила, что как раз еда в сон и «утянула», – рассказывает Алексей. – Получается, что на момент аварии я находился за рулем около 28 часов, не считая кратковременных остановок для отдыха и выставку.
Потом Алексею не раз говорили, что родился в рубашке – отделался легким сотрясением и ссадинами на голове. А машина уже восстановлению не подлежала, когда продавал ее на запчасти, первый вопрос у потенциальных покупателей был: «А сколько человек в ней погибло?».
– Засыпание за рулем идет в два этапа. Сначала начинаешь «терять» дорогу – очень краткие промежутки, когда ты на трассу смотришь, но машину уже не контролируешь. Обочину начинаешь цеплять, на встречку выезжать, скорость движения не контролируешь. Встрепенешься – и вроде как все возвращается на свои места. Когда нет опыта дальних поездок, то, наверное, просто и не осознаешь опасность этого момента, – вспоминает сыктывкарец. – А опытные водители начинают себя «встряхивать»: останавливаются, делают зарядку, чтобы «кровь разогнать», песни поют – сложно спать, когда поешь. Окно открывают, чтобы был поток воздуха. Но это эффект кратковременный, полноценного отдыха он не заменит. И нужно не пропустить второй этап, когда все это уже перестает помогать. Тут остается только остановиться и спать, даже если осталось ехать считанные километры. Потому что глаза смотрят, а мозг уже спит. Тут уж последние озарения сознания теряются. Хорошо, если опытный водитель на трассе нагонит, который сообразит, что ты заснул, посигналит. Иначе в таком состоянии до кювета или, что хуже, лобового столкновения один шаг.
Теперь в дальних поездках при первых признаках засыпания Алексей машину сразу останавливает, иногда его подменяет за рулем жена, если, конечно, она тоже не клюет носом.
У большинства водителей, не раз совершавших длительные поездки, свой набор методов «встряхнуть» себя на первом «сонном» этапе. Все сходятся во мнении, что хорошо бодрит физическая активность: остановись, выйди из машины, разомнись, умойся холодной водой. Энергичная музыка тоже помогает в дороге, но при условии, что не слишком громкая, иначе эффект будет противоположный – звук «на полную катушку» утомляет. Такой вроде бы очевидный способ, как попить кофе, многие не любят: помогает на считанные минуты, а потом, наоборот, действует как снотворное. Энергетики в банках тоже некоторым «как слону дробина», другие говорят, что вполне действенно, при условии что напиток очень холодный и после его приема опять же нужно размяться. Некоторые предпочитают энергетики собственного приготовления: едва разведенный водой лимонный сок с сахаром или колу вперемешку с растворимым кофе. Но тут за бодрость с большой вероятностью придется расплачиваться проблемами с желудком или сердечно-сосудистой системой. Кому-то не заснуть помогают семечки – процесс их «щелканья» со сном совместить трудно.
Говорят, что лучший «энергетик» – это внимательный и разговорчивый пассажир, который будет поддерживать оживленную беседу, задавать вопросы водителю, а если увидит, что тот все равно «вырубается», заставит остановиться и применить хотя бы «метод Штирлица» – сон на 15-30 минут. Многих кратковременная дрема освежает, так что они вполне бодры ближайших два часа. Но стоит помнить, что и такой метод не панацея, один раз может подействовать неплохо, а на второй уже нет – организм будет требовать полноценного сна. Вспомните аварию Алексея, который за 28 часов трижды поспал по одному часу. Так что останавливайтесь и спите подольше, считают эксперты. Особенно если погода дождливая – глаза слипаться начинают куда раньше.
– Но тут есть другая проблема: иногда на трассе просто невозможно найти безопасное место на обочине, где можно остановиться и поспать. А придорожных гостиниц у нас порой по нескольку сотен километров не встретишь, – говорит руководитель автоклуба «Подорожник» Антон Семенов. – Сам попадал в такую ситуацию, когда пришлось очень долго ехать в поисках места для отдыха.
Так что перед дальней незнакомой дорогой лучше заранее пообщаться с теми, кто по ней уже не раз ездил (интернет-форумы в помощь) и подскажет, где лучше устроить привал.
Анна Аянова
Фото info-rm.com

Оставьте первый комментарий для "Когда сон не в руку"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.