Независимый, честный, справедливый

Участники Гражданского форума обсудили, каким должен быть общественный контроль над властью
Ключевым событием минувшей недели в республике стал VII Гражданский форум. Его участники – представители общественных объединений, политических партий и органов власти региона обсудили правовые основы и технологии общественного контроля. Судя по количеству высказанных и выработанных на тематических площадках форума предложений, тема оказалась весьма актуальной и востребованной.

ANT_0385 закрытие (11)

ANT_0346 FED_0007 закрытие (8)
От общего к частному
Тон дискуссии был задан на пленарном заседании.
– Год назад был принят Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Первые шаги в его реализации уже есть, но пока работа налажена недостаточно эффективно, – отметила, открывая мероприятие, председатель Общественной палаты республики Галина Киселева. – Мы предлагаем обсудить, как должен осуществляться общественный контроль, как привлечь к этому граждан, обозначить болевые точки, мешающие работе, а также сформировать по итогам состоявшегося диалога блок предложений.
Правового аспекта проблемы коснулся в своей приветственной речи и председатель Госсовета Игорь Ковзель:
– Уверен, что это та самая тема, по которой каждому есть что сказать, поделиться личным опытом. Общественность – главный помощник власти, и такое взаимодействие в режиме диалога должно вестись непрерывно, а не раз от раза. Необходимо понять, как работает на практике Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и что нужно сделать, чтобы он стал работать лучше. Госсовет готов рассмотреть предложения по его усовершенствованию и внести их в Госдуму, – заверил спикер республиканского парламента.
Самым ярким и продолжительным на пленарном заседании ожидаемо оказалось выступление председателя комиссии Общественной палаты России по развитию инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игоря Шпектора. Он подробно порассуждал на такие больные темы, как неэффективное освоение федеральных средств, выделенных регионам на переселение из ветхого и аварийного жилья, лицензирование управляющих компаний, необходимость провести инвентаризацию жилого фонда, продолжающиеся госзакупки импортной техники, которые отнюдь не способствуют импортозамещению и поддержке отечественного производителя. И даже ответил на вопрос из зала – почему в Коми торгуют картошкой из Египта? Причину, как объяснил Шпектор, надо искать в коррупционной составляющей и откатах.
Коснулся руководитель профильной комиссии палаты и взносов на капремонт, призвав отдать должное главе республики Вячеславу Гайзеру за то, что взнос в Коми за капремонт составляет всего два рубля с копейками за квадратный метр, а не 15 и не 8, как в Москве и Ханты-Мансийске.
Коллега Игоря Шпектора по Общественной палате России Павел Сычев поблагодарил за приглашение на форум и рассказал о своих наработках: он и его коллеги еще до появления закона взяли под свой контроль цены на продукты и лекарственное обеспечение.
– Ваши наработки тоже очень интересны, и пора их выводить на федеральный уровень, в новостные колонки федеральных СМИ, – заявил московский гость.
Следующий выступающий – председатель общественного совета Усинска Дмитрий Латынин рассказал сразу о нескольких направлениях своей работы. Руководимый им общественный совет не просто занялся мониторингом цен, но и добивается привлечения лиц, допустивших в своих торговых точках необоснованное подорожание продуктов, к материальной ответственности. Одновременно в нефтяной столице появился альтернативный проект «Сто процентов лучшая цена». Контролируют активисты и строительство домов для переселенцев из аварийного и ветхого жилья. А чтобы такая работа была еще более эффективной, члены общественного совета Усинска предложили включить в комиссию по приемке домов самих переселенцев.
А еще усинский общественник предлагает разработать республиканский закон об общественном контроле, обозначить критерии, по которым следует проверять то или иное учреждение.
– Нельзя, чтобы общественник, получив корочку, проверял все что не лень. Надо, чтобы общественный контроль осуществляли специалисты, – вклинился в выступление Дмитрия Латынина Игорь Шпектор.
– У нас пять комиссий, и транспортники не идут проверять роддом, так же как врачи не проверяют качество дорог, – ответил на это усинец.
В финале пленарного заседания состоялось подписание соглашения о взаимодействии Общественной палаты Коми и регионального отделения Общероссийского народного фронта. Подписи под документом поставили Галина Киселева и Павел Поташов.
После этого сопредседатель регионального штаба ОНФ в Коми задержался на сцене, чтобы озвучить свое предложение по теме форума: штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним, которые платят недобросовестные предприниматели, направлять на открытие кружков и секций, в которых будут заниматься дети из группы риска. Игорь Шпектор тут же попросил Павла Поташова сформировать пакет подобных предложений и отправить ему на электронный адрес, чтобы он, в свою очередь, мог их озвучить перед российскими властями.
После часового перерыва во второй половине дня участники форума продолжили работу на тематических площадках. Корреспонденты «Республики» наблюдали за дискуссиями трех секций.
Контроль в сети
На секции «Роль информа-ционно-коммуникационных технологий в осуществлении общественного контроля» выступила Юлиана Прохорова, приехавшая из Москвы как ведущий аналитик Института общественного проектирования. Ранее, до отъезда в российскую столицу, она руководила в Коми проектом «Главконтроль», созданным для привлечения общественности в дело контроля за предоставлением государственных, муниципальных и социально значимых услуг. О своей работе на этом проекте Юлиана Прохорова вспомнила, когда один из участников секционного заседания, студент-юрист, высказал несколько мыслей по сбору общественных предложений и жалоб в интернете, фактически повторив идею с сайтом «Главконтроля». Юлиана Прохорова его разочаровала, сообщив, что народ особой активности на этой площадке упорно не проявлял, как бы ни рекламировали проект. Так что создать в сети действительно работающий сайт для общественного контроля гораздо сложнее, чем это может показаться.
Многие из участников секции поделились своим опытом сбора «контрольной» информации от населения в интернете посредством социальных сетей, опросов на различных сайтах. С одной стороны – это позволяет охватывать большие территории, не выезжая на места. Но население свое мнение неохотно высказывает, большей частью анонимно и неконкретно, а когда представитель СМИ или организации, ведущей работу по жалобам населения, хочет разобраться в деле поподробнее, автор обращения тут же идет на попятную по принципу «как бы чего не вышло». Достаточно активно участвуют в опросах люди старшего возраста, но они, к сожалению, часто не разбираются в компьютерных премудростях.
Также участники секции поспорили насчет контроля за сферой госзакупок: кто его должен осуществлять? Общественники-одиночки, которые будут чисто из «любви к процессу» кропотливо и бесплатно прочесывать сайт госзакупок в поисках возможных нарушений? Или же нужна некая общественная организация?
Кроме того, на секции обсудили проблему создания и работы сайтов муниципалитетов, министерств и ведомств. Проблема в том, что эти сайты зачастую сделаны как бог на душу положит, поэтому нужную информацию там найти более чем сложно. Нужен некий «шаблон» для таких сайтов, с понятной всем навигацией, чтобы люди знали, где и что искать. Над решением этой проблемы сейчас работает комитет по информатизации Коми.
Ищите «своих людей»
Гостем секции, посвященной проблемам получения грантовой поддержки и осуществления предпринимательской деятельности для достижения целей НКО, стал эксперт федерального уровня, член Общественной палаты России Павел Сычев. Свое выступление он начал с раздачи практических советов по составлению своего профессионального портфолио и грамотному оформлению проектов.
– Постарайтесь фиксировать все свои действия. Заведите себе на рабочем столе папку по месяцам и годам с подробными планами того, куда вы идете и что вы уже проверили. Всегда используйте средства подручной связи, потому что у меня, например, телефон постоянно с собой, и там много всевозможных видеоматериалов с проверками. Современные смартфоны снимают видео в очень хорошем качестве, и с них многие федеральные каналы берут видео и вставляют в свои сюжеты. Это все должно стать частью вашего портфолио. Также, претендуя на гранты, вы составляете заявки школьным языком. Работайте в этом направлении, – напутствовал коллег Павел Сычев.
Затем модератор секции Леонид Зильберг попросил высказаться присутствовавших представителей местных НКО.
Первым взял слово руководитель центра патриотического воспитания «Звезда» Андрей Кичигин. Он сказал, что не понимает, почему, выполняя одни и те же задачи, государственные структуры гарантированно получают финансирование, а НКО вынуждены постоянно ходить с протянутой рукой.
– Дайте нам равные условия. Почему бы не предусмотреть государственный заказ некоммерческим организациям? Мы ответственности не боимся, – заявил Андрей Кичигин.
В свою очередь Леонид Зильберг заметил, что изначально некоммерческие организации создавались не для зарабатывания денег, и напомнил обещание Игоря Шпектора быть лоббистом в «проталкивании» интересов местных НКО на уровне Москвы. Собственно, мысль о лоббировании местных интересов на федеральном уровне стала основной во время дискуссии. Все сошлись во мнении, что без мощных тягачей продвигать свои проекты, получая под них гранты, очень трудно и надо больше обращаться к людям, имеющим доступ к более эффективным рычагам влияния. Участвовавшая в работе этой секции председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева отметила, что нельзя недооценивать и лоббистский потенциал приглашенного гостя – Павла Сычева.
Выйдя вновь к микрофону, член Общественной палаты России напомнил всем, что является экспертом федерального уровня.
– Я проводил проверки, борясь с незаконным игорным бизнесом и продажей алкоголя несовершеннолетним из-под полы в Москве. Раскрывал то, что в столице России здания, которые должны были использоваться под студенческие общежития, долгое время сдавались как квартиры в аренду. Опыта у меня много. Я много работаю с федеральными телеканалами. Можете в этом убедиться, найдя меня в соцсетях. Когда ехал сюда, мог опоздать на рейс, потому что снимали сюжет с НТВ по пожару в Домодедово. Хочу призвать вас всех работать в первую очередь для людей, а не проверять все что только можно, набирая медийный вес. Учите матчасть, потому что у вас должны быть доскональные знания в тех областях, в которых вы работаете, – призвал Павел Сычев.
Одним из основных советов Павла Сычева стала рекомендация внимательно вслушиваться в слова президента России.
– Например, если, выступая перед Федеральным собранием, Владимир Путин ставит задачу патриотического воспитания, то именно его тезисы должны стать «локомотивом» вашего дальнейшего движения, – сказал он.
Далее Павел Сычев подтвердил мысль Леонида Зильберга, порекомендовав искать «своих людей» в Москве, например, из числа депутатов Госдумы РФ, ведь не за горами выборы, и им очень нужна дополнительная деятельность.
Выбор товара
на политрынке
Живой, а порой даже жаркий разговор завязался на секции «Общественный контроль за деятельностью политических партий». Публика здесь, как и ожидалось, собралась достаточно разношерстная: представители «Единой России», внутрипартийной оппозиции КПРФ, члены националистической организации «Рубеж Севера», а также эксперты Общественной палаты, аналитики, правозащитники.
Но прежде чем дать слово участникам, записавшимся на выступление, модератор секции Евгений Вологин обрисовал круг тем, на которых хотел бы заострить свое внимание:
– Контроль власти необходим, может быть, ради нее же самой, чтобы не повторился 37-й год. Но контроль над властью должен дополняться контролем над политическими партиями. Показательный пример дает нынешняя избирательная кампания, когда мы наблюдаем, сколько выдвинулось в депутаты кандидатов с криминальным прошлым. Политика для них – лакуна, в которой они могут уйти от ответственности. Голос общественности помог вскрыть эту проблему, обнародовать списки судимых. В некоторых партиях собран целый букет таких людей. По каким только статьям они ни привлекались – наркоторговля, причинение тяжких телесных повреждений, подделка документов, разве что нет измены Родине. Общественность, как минимум, имеет право знать, каково прошлое людей, претендующих на власть, каких людей партии рекрутируют во власть. И тогда у общества появится возможность «расстрелять бюллетенями» криминальных элементов.
Эксперт региональной палаты Владимир Теребихин указал, что законом не предусмотрен контроль над политическими партиями. Но часто и контролировать-то особо нечего: деятельность многих партий сводится к выборным кампаниям, а в промежутке между выборами они ничего не делают.
– Попробуйте найти информацию о такой деятельности, ее нет даже у некоторых парламентских партий, – заявил эксперт.
Проанализировав программы партий, Владимир Теребихин на этой основе выстроил остроумный способ «выбора товара на политическом рынке». Нужно расчертить таблицу, в которой в одну колонку занести предвыборные обещания всех партий, а рядом – их выполнение. И тогда все станет понятно.
Председатель общественного совета Инты Дмитрий Петухов, изгоняемый из рядов КПРФ «за раскольническую деятельность», посвятил свое выступление разоблачению однопартийцев, которые «делают приписки, представляют дутую статистику количества партячеек, поскольку зарплата секретаря рескома зависит от численности партийных рядов».
– Меня пытаются изгнать из партии, но мне близка идеология КПРФ, просто ею руководят не те люди, они не отвечают требованиям, это нафталиновые люди, – заявил Дмитрий Петухов.
Руководитель совета муниципальных образований региона Юрий Болобонов предложил посмотреть на обсуждаемую проблему немного с иных позиций:
– Если хотите осуществлять общественный контроль – начните работать на низовом уровне – в сельских поселениях. Партиям, к сожалению, здесь работать не интересно, все хотят действовать на региональном уровне. Низовой уровень денег не требует, но надо выходить на местных харизматиков, а у них трудный характер. Нужны лидеры, которые будут там работать.
Итоги и векторы
Итоги насыщенного дискуссиями дня подвели на заключительном пленарном заседании. Модераторы тематических площадок по очереди выходили к микрофону, чтобы рассказать, что стало предметом разговора на секциях, а самое главное – представить прозвучавшие от участников обсуждения предложения.
Модераторы секции «Правовые механизмы осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ» Александра Афонина и Дарья Шучалина представили список из пяти предложений. Первое – вовлечение граждан в общественное обсуждение законопроектов. Уже есть договоренность о том, что минархстрой и комитет ЖКХ будут приглашать раз в месяц руководителей средств массовой информации и рассказывать им о готовящихся нормативно-правовых актах, а те, в свою очередь, должны будут собирать мнение населения и доносить его до властей. Второе – Общественная палата должна взять на себя подготовку пошагового методического пособия для переселенцев из ветхого и аварийного жилья – как они могут осуществлять общественный контроль за строящимися для них домами. Третье предложение – написать на имя члена Общественной палаты РФ Игоря Шпектора обращение о необходимости пересмотра единой цены за квадратный метр строящегося для переселенцев жилья, потому что нынешние 36 тысяч 400 рублей – это все равно что средняя температура по больнице. Четвертое – все члены общественных советов при муниципалитетах должны участвовать в комиссиях по приемке домов для переселенцев из ветхого жилья. Пятое – организовать выезды общественников в муниципалитеты, чтобы проверить обоснованность жалоб населения на коммунальщиков.
Участникам секции «Экодиалог: общество – власть – бизнес» не хватило трех выделенных для работы часов, чтобы обсудить все наболевшие проблемы. Поэтому, как рассказала Оксана Воронцова (она руководила секцией вместе с Дмитрием Несанелисом), они продлили общение еще на час. В числе выработанных предложений – провести специальный форум экологической направленности, создать постоянно действующую площадку для обсуждения экологических проблем при минприроды, организовать широкое обсуждение республиканского законопроекта «Об общественном экологическом контроле», выработать рекомендации по проведению общественных слушаний.
Более двадцати предложений сформулировали участники секции «Общественные проекты по защите прав граждан». Модераторы Валентина Кулимова и Дмитрий Латынин озвучили самые значимые – обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями; обеспечить школьников бесплатными учебниками и рабочими тетрадями; заключить соглашение между муниципалитетами и работающими на их территории крупными компаниями о закреплении рабочих мест для местного населения; начать строить жилье для педагогов и медиков, чтобы закрепить их на селе; запретить торговать алкоголем в ночное время в точках общепита и магазинах, расположенных в жилом секторе; организовать во всех муниципалитетах бесплатную юридическую помощь для малообеспеченных граждан.
Итоговую черту под всем, что было сказано на VII Гражданском форуме, подвел заместитель главы Коми Алексей Чернов. Свое выступление он начал с небольшого экскурса в историю. 15 лет назад, когда он пришел работать в правительство региона, ему пришлось помогать одной общественнице. И та тогда заявила, что у них принято сначала устроить скандал, тем самым обратить на себя внимание, и только потом начать решать наболевшую проблему. Подобная тактика, по мнению вице-главы, – следствие отсутствия взаимодействия.
– Мне кажется, что Общественная палата – весомый механизм такого взаимодействия, поиска согласованных идей. Я согласен со всем, что слышал. Очень важен и вопрос о качестве экспертов, и вопрос контроля – нам есть куда развиваться. Во всех органах исполнительной власти есть общественные советы, которые должны состоять не из удобных, а эффективных людей, только тогда они перестанут быть декоративными и декларативными, контроль будет не формальным и действенным, – подчеркнул Алексей Чернов.
По мнению заместителя руководителя региона, в муниципалитетах недостаточно эффективно используются такие формы работы, как ежегодные отчеты руководителей администраций городов и районов перед местными советами и общественностью. На отчет главы администрации может явиться любой желающий, но, к сожалению, люди не знают и не используют этот механизм. Общественная палата могла бы в этом помочь и выступить оператором и координатором в этой работе.
– Все предложения по активизации общественного контроля, выработанные на VII Гражданском форуме, после их систематизации и доработки будут направлены в органы власти республики и станут руководством к действию как для общественников, так и госструктур, – заверила председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева, поблагодарив всех участников за активную и плодо-творную работу.
Галина Бобракова,
Анна Потехина,
Ярослав Севрук
Фото БНК

3 Комментариев для "Независимый, честный, справедливый"

  1. Владимир Теребихин | 08.09.2015 в 07:06 | Ответить

    Спасибо, уважаемые коллеги, за информацию о моем участии в работе секции Гражданского форума. Для вас и для «избирателей – читателей» газеты хочу сообщить, что на сайте Общественной палаты республики размещен мой материал «Советы избирателям о выборе товара на политическом рынке» (http://www.oprk.ru/news/page/2/).
    В материале есть ссылка на газету «Республика», как единственную газету, в которой публикуется системная информация о ходе избирательной кампании и публикуется обобщенная информация об итогах деятельности партийных фракций регионального парламента.
    Хочу также отметить, что в моем выступлении на секции были сформулированы конкретные предложения по повышению эффективности и самого Гражданского форума как института общественного контроля, в том числе:
    • О необходимости разработки концепции и положения о «Гражданском форуме Республики Коми», в котором должен быть определен его политико-правовой статус, само понятие «гражданский форум РК», сформулированы его цели, задачи, структура, формы и время проведения (рекомендуется 4 ноября – день народного единства), система подведения итогов, система контроля и ответственности за выполнение рекомендаций форума.
    • О необходимости подготовки Общественной палатой и представлении участникам гражданского форума ежегодного доклада «О развитии гражданского общества в Республике Коми», «Гражданского послания Главе РК» (своеобразного наказа высшему должностному лицу региона от институтов гражданского общества и граждан), а также, обязательного доклада по теме Гражданского форума и информации о реализации рекомендаций предыдущего форума и др.

    На сайте палаты также размещены мои предложения и о повышении эффективности общественной палаты как «инструмента балансировки интересов в обществе»,
    института содействия развитию гражданского общества, основного и координирующего института общественного контроля, в контексте подготовки к 10-летию принятия закона РК об общественной палате РК (июнь 201года) http://www.oprk.ru/news/1894/

  2. тест

  3. Владимир Теребихин | 08.09.2015 в 11:14 | Ответить

    Спасибо, уважаемые коллеги, за информацию о моем участии в работе секции Гражданского форума. Для вас и для «избирателей – читателей» газеты хочу сообщить, что на сайте Общественной палаты республики размещен мой материал «Советы избирателям о выборе товара на политическом рынке» (http://www.oprk.ru/news/page/2/).
    В материале есть ссылка на газету «Республика», как единственную газету, в которой публикуется системная информация о ходе избирательной кампании и публикуется обобщенная информация об итогах деятельности партийных фракций регионального парламента.
    Хочу также отметить, что в моем выступлении на секции были сформулированы конкретные предложения по повышению эффективности и самого Гражданского форума как института общественного контроля, в том числе:
    • О необходимости разработки концепции и положения о «Гражданском форуме Республики Коми», в котором должен быть определен его политико-правовой статус, само понятие «гражданский форум РК», сформулированы его цели, задачи, структура, формы и время проведения (рекомендуется 4 ноября – день народного единства), система подведения итогов, система контроля и ответственности за выполнение рекомендаций форума.
    • О необходимости подготовки Общественной палатой и представлении участникам гражданского форума ежегодного доклада «О развитии гражданского общества в Республике Коми», «Гражданского послания Главе РК» (своеобразного наказа высшему должностному лицу региона от институтов гражданского общества и граждан), а также, обязательного доклада по теме Гражданского форума и информации о реализации рекомендаций предыдущего форума и др.

    На сайте палаты также размещен мои предложения и о повышении эффективности Общественной палаты как основного и координирующего института общественного контроля

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.