Вернуть на уровень субъекта

Участники круглого стола пришли к выводу, что муниципалитеты не справляются с задачей обеспечения жильем сирот
Полномочия по выделению жилья детям-сиротам необходимо вернуть в ведение республики. К такому выводу пришли участники круглого стола «Проблемы обеспечения жильем детей-сирот в Республике Коми», инициатором которого выступило региональное отделение Общероссийского народного фронта в регионе.

IMG_7537 IMG_7524


На фоне снижения сиротства
О том, как обстоит сегодня дело с выделением жилья сиротам, подробно рассказала заместитель министра по труду и социальным вопросам РК Олимпиада Шуктомова. Она отметила, что в республике сегодня наметилась тенденция к сокращению числа детей-сирот. В частности, по данным на 2011 год, в республике было зарегистрировано 5873 ребенка-сироты (3,25 процента от общего числа детей). А по данным на август 2015 года, в республике признаны сиротами 5339 детей (2,91 процента). Снижение происходит на фоне увеличившейся рождаемости и соответственно возросшего числа детей. Причину роста рождаемости и уменьшения числа сирот эксперты минтруда видят в тех формах государственной поддержки семей, которые были приняты за последние годы.
Однако на фоне снижения количества сирот проблема обеспечения их жильем все равно остается актуальной. 1484 человека не имеют закрепленной за ними жилплощади. 2612 детей фактически имеют закрепленную площадь, но более трех процентов этих квартир не пригодны для проживания. Всего же в списках на получение жилья состоят 484 человека. Поскольку дети подрастают и достигают возраста, когда становится возможным включение их в список на получение квартиры, в скором будущем еще тысяча человек пополнит списки нуждающихся. Проблема обострилась после того, как с первого января 2013 года законом был уменьшен возраст постановки на жилищный учет с 18 до 14 лет. Кроме того, раньше жилье предоставлялось по договорам социального найма, а с 2013 года – по договорам найма специализированных жилых помещений.
Помимо тех сирот, которые вообще не имеют жилья, законом предусмотрено выделение квартир тем, кто официально жилье имеет, но оно непригодно для проживания или там проживают лица, лишенные родительских прав либо страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. Кроме того, сироту по закону обязаны включить в список нуждающихся, если жилая площадь, закрепленная за ним, меньше установленной социальной нормы. На фоне и без того непростой ситуации с выделением жилья растет число судебных решений, обязывающих органы местного самоуправления предоставлять квартиры сиротам. На начало 2013 года на исполнении органов МСУ было 307 судебных решений, на 1 января 2014 года – 324, а на сегодняшний день – уже 489 судебных решений. А поскольку судебные решения должны исполняться в первую очередь, то очередники соответственно отодвигаются, а обращений в суды становится все больше.
Средства остаются неосвоенными
Особенно печально выглядит ситуация с предоставлением жилья в сельских муниципалитетах. Средства, выделяемые им на приобретение квартир для сирот, не осваиваются в полном объеме и возвращаются обратно в республиканский и федеральный бюджеты. По мнению Олимпиады Шуктомовой, причина неосвоения средств – позднее поступление денег из федерального бюджета и невозможность некоторых муниципалитетов участвовать в долевом строительстве.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Коми Вера Тучнолобова подтвердила, что, по данным прокурорских проверок, неэффективное освоение средств на приобретение жилья уже стало привычной практикой для многих муниципалитетов. Неосвоенные средства возвращаются в республиканский и частично в федеральный бюджеты и возврату не подлежат. В 2014 году муниципалитетами было использовано всего 79,9 процента выделяемых средств, в 2013 году – 80 процентов. На 1 июля этого года было освоено 24 процента, на 1 июля прошлого года – всего шесть процентов.
К примеру, в 2014 году Корткеросским районом, в котором на тот момент было 24 судебных решения о предоставлении жилья сиротам, было освоено всего 68 процентов выделенных на эти цели средств. Контракты на участие в долевом строительстве были заключены только 27 ноября. Конечно, за оставшийся месяц освоить деньги было нереально, и 30 процентов средств пришлось вернуть.
– Федеральные деньги действительно приходят поздно, но республиканские-то приходят, как правило, в феврале, – опровергла Вера Тучнолобова версию о том, что во всем виноваты федералы, поздно перечисляющие деньги. – Тем не менее проверки показывают, что в первом полугодии по освоению средств никто вообще не работает, более-менее начинают шевелиться в июне-июле.
Возможно, участие в долевом строительстве приемлемо пока не во всех сельских муниципалитетах, но не лучше выглядит ситуация и с покупкой жилья на вторичном рынке. Бывают случаи, когда квартиры приобретают за непомерно высокую цену. В частности, Княжпогостский район объявлял два аукциона на приобретение жилья на вторичном рынке, которые прошли с перерывом в два-три дня. Вроде бы приобретались квартиры одной и той же площадью, но в одном случае стоимость муниципального контракта составляла 750 тысяч, а в другом – 1,4 миллиона.
А в Корткеросском районе, напротив, при формировании цены на жилье для сирот использовали приказ минархстроя об утверждении средней рыночной цены, которая используется при предоставлении субсидий. Естественно, никто не согласился продать жилье ниже рыночной цены, и аукционы были признаны несостоявшимися.
В суды –
за квадратными метрами
– На наш взгляд, самый эффективный способ использования выделяемых бюджетных средств – это строительство, – уверена Вера Тучнолобова. – Некоторые муниципалитеты участвуют в долевом строительстве. Сыктывкар, например, очень активно это делает, поэтому в прошлом году у них было стопроцентное освоение средств. Кстати, это один из немногих муниципалитетов, который справляется с задачей. Но перед тем как выйти на долевое строительство, они весь вторичный рынок однокомнатных квартир прошерстили.
По словам Веры Тучнолобовой, помимо сирот в каждом муниципалитете есть и другие категории очередников на жилье, поэтому руководство администраций не очень охотно идет на использование собственных средств. В 2014 году прокуратурой РК было предъявлено 205 исковых заявлений к органам МСУ о предоставлении жилья сиротам. В первом полугодии этого года уже 97. Прокуратура обязывает администрации предоставлять жилье в виде квартиры или дома, но не менее 33 кв.м, то есть так, как того требует федеральный закон. В то же время республиканский закон №104-РЗ позволяет муниципалитетам самостоятельно устанавливать социальные нормы жилой площади исходя из своих возможностей. На территории республики эти нормы варьируются от 11,5 до 18 кв.м в зависимости от района. Разумеется, квартир такой площади попросту не бывает, в лучшем случае это будет комната в общежитии, и сироты подают иски в суд, требуя выделить площадь, определенную федеральным законом. Республиканская прокуратура обратилась в Конституционный суд Коми о признании несоответствующей Конституции нормы 104 закона.
Кроме того, сегодня прокуратура оспаривает прецеденты, когда органы МСУ отказывают во включении в список сироты, основываясь на пункте республиканского закона, который позволяет выделять сироте жилье только по месту первичного выявления. То есть если, к примеру, статус сироты был присвоен ребенку в Печоре, то, где бы он ни воспитывался, по достижении 18-летия ему могут выдать жилье только по месту выявления. Это тоже противоречит федеральному закону, согласно которому жилье сироте предоставляется по месту жительства. Это же узаконено и в Гражданском кодексе, и в законе о свободе передвижения. Однако местные власти руководствуются республиканским законом и часто отказывают во включении сироты в список очередников, и прокуратура потом эти отказы оспаривает. Нередко органы МСУ игнорируют и федеральный, и республиканский закон. Например, в Сыктывдинском районе просто отказывают во включении в список тем сиротам, у кого есть закрепленное жилье, но оно не соответствует нормам площади на одного человека.
Эксперт регионального штаба ОНФ Александр Медведев согласился с Верой Тучнолобовой, что долевое участие – это лучший вариант решения проблемы, но оно занимает продолжительное время.
– Что, к примеру, вложили в 2014 году, город получит только в 2015-м. Если это долевое участие, то деньги должны на год раньше приходить. Но это нигде не учитывается. Надо как-то это предусмотреть в законе, – уточнил он.
Закон продлевать нельзя
Депутат Татьяна Саладина в свою очередь высказалась однозначно за отмену закона №104-РЗ.
– Этот закон продлевать никак нельзя. В федеральном законе четко сказано: выделение жилья сиротам – это полномочия субъекта, – пояснила она. – Легче всего передать эти полномочия муниципалитетам, но как тот же Койгородок решит вопрос, когда ему выделяют 400 тысяч рублей? Только за 2014 год органами МСУ было допущено более 400 нарушений по использованию этих средств. Они не могут осваивать эти деньги. В общем, полномочия надо вернуть на уровень республики. И потом мне что еще непонятно: когда на государственные деньги строится квартира, это жилье муниципалитет должен передать в собственность государства, но на деле это не так. Это опять юридический казус. Этот наш закон – некий обман. Сегодня почти 500 человек выиграли суды на предоставление им квартир площадью 33 кв.м. А в очереди – 1687 человек. Тогда оставшуюся тысячу сирот надо тоже отправлять в суды. Ведь если сироте не подскажут, он в Сыктывкаре получит 10 кв.м, а в Сыктывдине – 14 кв.м. Мы и здесь нарушаем права ребенка. Почему сироты должны идти унижаться в суды, тем более что судебная практика на их стороне?
Свои претензии в адрес непродуманного закона высказала и директор Сыктывкарского детского дома №3 Зоя Вахнина.
– При постановке в список очередников сироте нужно принести все документы о своих родственниках, а он этих родственников никогда в глаза не видел, жил в детдоме и не знал их. Надо этот пункт тоже корректировать, – уверена она.
Как выяснилось, этот пункт закона заставляет стыдиться и краснеть перед сиротами даже тех, кто ответственен за их постановку на очередь.
– Мы по закону имеем право признавать нуждающимся только того, кто эти документы предоставит, хотя мы знаем, что ребенок пойдет в суд и по федеральному закону нас заставят его поставить на учет, – рассказала председатель комитета жилищной политики администрации Сыктывкара Кристина Ващенкова. – Вы не представляете, что мы в этом суде испытываем, какими только словами нас не поносят общественные организации, которые представляют интересы детей-сирот. Но ведь мы не виноваты, мы действуем в рамках республиканского закона. По федеральному закону, если сирота хотя бы два дня находился на территории Сыктывкара и устроился в городе на работу, мы обязаны его поставить в очередь. Сегодня у нас 30 процентов таких вот иногородних сирот, которых мы обязаны обеспечить жильем. Мы не говорим: заберите у нас полномочия, но давайте достаточно средств, и мы всех обеспечим.
В ходе обсуждения участники круглого стола решили создать рабочую группу по выработке предложений о внесении изменений в республиканский закон №104 и впоследствии отправить эти предложения в Госсовет Коми.
Галина ГАЕВА
Фото предоставлено
пресс-службой Управления
ФССП по РК

Оставьте первый комментарий для "Вернуть на уровень субъекта"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.