Дочь ужаса и падший ангел

Культура вышла на темные аллеи Сада скульптуры
Вечером в минувшую субботу в Саду скульптуры Национальной галереи Республики Коми впервые прошел фестиваль современной культуры и искусства «Темные аллеи». Мероприятие объединило широкий спектр искусств: от кинематографии до музыки. Аллеи сада в этот вечер стали декорациями для музыкантов, художников, актеров и поэтов.

P2060792 P2060797 P2060809


По форме «Темные аллеи» напомнили уже хорошо знакомые сыктывкарцам Ночи музеев с инсталляциями, выставками и концертами, но главной темой вечера стал нуар. Мероприятие открыла лекция кандидата культурологии, преподавателя Сыктывкарского университета и киноведа Николая Вокуева, посвященная жанру «нуар» в кинематографе и современной культуре. Он напомнил, что означает само понятие нуар. Вначале нуар возник в кино, но позже перебрался и в другие сферы культуры: фотографию, музыку, скульптуру. Лектор также рассказал о социально-культурных причинах возникновения нуара, а также о визуальных особенностях жанра. Это запутанность сюжета, преобладание ночных или намеренно затемненных сцен и особое освещение. Французский критик Нино Франк ввел в обиход выражение «film noir», что в переводе с французского означает «черный фильм».
После этого в одном из залов зрители смогли увидеть фильм 1950-х годов «Деменция. Дочь Ужаса». Специально для фестиваля сотрудники галереи перевели фильм на русский язык и снабдили субтитрами. Картина режиссера Джона Паркера собрала в себе элементы ужасов, нуара и экспрессионизма. Фильм в экспрессионистской манере фиксирует мир через призму воспаленного сознания безумной героини. Ночью она встает с постели, выходит на грязную городскую улицу, тускло освещенную неоном, населенную алкоголиками, насильниками и прочим сбродом. Затем здесь же показали другие фильмы в жанре нуар: «Леди из Шанхая» и «Целуй меня насмерть». В другом зале проходили экскурсии на выставке «Великие классики XX века: Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский».
К шести часам вечера основная часть программы уже проходила на аллеях сада. На эстраде здесь шел концерт, а зрители могли принять участие в детективном квесте. Девушки в черных плащах и масках передавали посетителям темных аллей тайные записки, расшифровав которые, можно обнаружить спрятанные от глаз обычных посетителей сувениры. Маски в этот вечер были у многих. Бумажные маски раздавали всем желающим в галерее, а участники мастер-класса могли украсить маску на свой вкус.
Пространство сада было украшено множеством инсталляций. Можно было сфотографироваться в оплетенном ветвями кресле желтого короля, заглянуть по ту сторону продырявленной картины, увидеть на асфальте силуэт жертвы неизвестного преступления. На кирпичной стене в галерее разместилась небольшая фотовыставка «Синдром запоминания» с работами сыктывкарских и питерских авторов. Инсталляции «Падший ангел», «Призрачные окна», «Ночные голоса», «Ловец снов», «Загляни в себя» органично смотрелись на темных и по-осеннему холодных аллеях Сада скульптуры.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Дочь ужаса и падший ангел"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.