Александр Люосев: «Жизнь инвалидов мало-помалу улучшается»

В последние годы на государственном уровне были приняты дополнительные гарантии для граждан с ограниченными возможностями. О том, как решаются вопросы создания доступной среды и трудоустройства людей с ограниченными возможностями в Княжпогостском районе, в интервью «Республике» рассказал председатель районной организации инвалидов Александр Люосев.

IMG_1890


– До прихода на эту должность вы 15 лет проработали главным редактором газеты «Княжпогостские вести». Как получилось, что вы решили заняться проблемами социализации людей с инвалидностью?
– Из газеты я ушел на пенсию, но очень скоро понял, что мне не хватает общения, активности, востребованности. Исполняющим обязанности председателя районного общества инвалидов тогда был Герман Зиновьев. Он меня пригласил: мол, чего маяться без дела, приходи, может, захочешь участвовать в наших мероприятиях, найдешь тут себе применение. Я пришел, посмотрел. На тот момент работа в основном заключалась в организации спортивных и культурных мероприятий с совместными встречами за чаем. Герман Зиновьев мне предложил возглавить организацию, и в конце 2013 на отчетно-выборной конференции мою кандидатуру одобрили.
– Новая метла всегда по-новому метет. С каких преобразований вы начали свою работу на этой должности?
– Прежде всего понял для себя, что главной задачей подобных организаций должна быть все-таки защита прав и законных интересов людей с инвалидностью. А культурно-массовая и спортивная работа – это скорее не цель, а средства ее достижения. То есть акцент в работе должен быть смещен на активную пропагандистскую работу. Нужно всей своей жизнью доказывать, что инвалидность – это просто ограничения в здоровье, но не ограничения в праве на полноценную активную жизнь.
Нам очень повезло с лидером. Председатель Коми республиканской организации ВОИ Маргарита Колпащикова имеет давний и успешный опыт работы в сфере защиты прав людей с инвалидностью и умеет направить и зажечь руководителей на местах. Лично мне очень много дали семинары по созданию безбарьерной среды с приглашением экспертов из других регионов. Сейчас ведь много говорят о создании доступной среды, но чтобы грамотно вести работу в этом направлении и правильно предъявлять требования, нужно знать стандарты доступной среды. К нам на семинар приезжала Елена Леонтьева – эксперт по общественной экспертизе архитектурно-строительных проектов из Екатеринбурга. Она издала книгу «Доступная среда и универсальный дизайн для инвалидов», которая для меня сегодня является настольной. Есть также книга стандартов. В общем, эти семинары стали для нас ликбезом, после которого мы смогли у себя в районе создать экспертную группу по контролю над исполнением закона о доступности среды.
– А сколько всего людей с инвалидностью в районе и многочисленна ли ваша организация?
– В районе 2100 инвалидов, а в организации всего 174 человека, из них три человека – на инвалидных колясках. Мы и не стремимся привлечь к себе всех, это не входит в наши задачи. К нам приходят наиболее активные люди, которые хотят разнообразить свою жизнь, чем-то заниматься, быть полезными обществу.
– Какую часть работы выполняют маломобильные члены вашей организации, вынужденные передвигаться на колясках? Для них ведь, наверное, представляет большую сложность добраться до офиса.
– В основном они помогают с экспертизой, когда мы ездим по организациям. Конечно, преодолевать какие-то неизбежные преграды мы им помогаем. Сейчас в республике действует программа «За жизнь без преград». Все фотографии с мест, на которых мы побывали с экспертизой, мы отправляем на сайт КРО ВОИ, и эти фотоотчеты потом поступают на стол руководству республики. Безусловно, по первому требованию никто из руководителей не торопится оборудовать пандусы и внутренние помещения своих организаций. Все ведь упирается в деньги, а такие реконструкции – это всегда незапланированные расходы. Поэтому приходится все проталкивать через надзорные органы и суд. И не потому, что мы злые и несговорчивые, а такова уж печальная практика. В частности, наши активисты обратились с заявлением в прокуратуру, чтобы обязать руководство центральной районной больницы построить пандус. Прокуратура инициировала судебное разбирательство, и по решению суда пандус был построен. Что касается доступа на верхние этажи больницы, то там у них есть лифт с широкими дверями. Сейчас мы занимаемся обустройством доступной среды в школе №2 города Емвы. Там тоже уже выделили на эти цели деньги и сейчас обустраивают санузел для людей на колясках и пристраивают пандус.
– А в этой школе есть колясочники?
– А хоть есть, хоть нет. По закону о доступности среды все учреждения должны быть построены так, чтобы в них могли попасть и передвигаться внутри люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, запрещается планировка, застройка городов и населенных пунктов без приспособления объектов городской инфраструктуры для беспрепятственного доступа и использования их инвалидами.
Я являюсь членом общественного совета района и на всех районных мероприятиях озвучиваю эти проблемы. Да и руководство района в решении этих вопросов тоже заинтересовано, меня частенько приглашают, спрашивают, что нужно сделать, чтобы район соответствовал нормам доступности. Есть в районе специальная программа «Доступная среда», но на нее так мало денег предусмотрено, что, конечно, ни на что не хватает.
Приходится заниматься и вопросами обеспечения инвалидов средствами реабилитации и лекарствами. В начале года все районы подписали обращение к руководству республики о том, чтобы эти вопросы были взяты под особый контроль. В прошлом году, например, ФОМС очень плохо снабжал средствами реабилитации. Людям не хватало памперсов, а те, что поступали, были плохого качества. Нам жаловались также на некачественные протезы, на которых очень тяжело ходить. Плохо было и с лекарственным обеспечением – нужное лекарство приходится подолгу ждать. Обращение было рассмотрено на совете по делам инвалидов при правительстве республики, и в этом году ситуация заметно улучшилась. Нас, активистов районного отделения КРО ВОИ, даже включили в комиссию при нашем отделении ФОМС, и мы участвуем в раздаче средств реабилитации. Люди довольны, все в нужном количестве и хорошего качества. В общем, мало-помалу жизнь инвалидов все же улучшается.
– С этого года ужесточились и требования к работодателям в плане резервирования рабочих мест для инвалидов. Заметны ли какие-то положительные изменения в этом вопросе?
– Вот у меня районное постановление о резервировании рабочих мест на предприятиях и в организациях. На весь район зарезервировано всего 50 мест. Конечно, как мне сказали в районном центре занятости, закон выполняется. Но что такое 50 человек для 2000 инвалидов? Ну пусть даже среди них только 30 процентов желают работать – и то это уже почти 700 человек.
– Но ведь далеко не все желают работать. Многие уже просто и не хотят или боятся выходить в люди. Кроме того, из общего числа инвалидов района большой процент составляют несовершеннолетние дети и люди пенсионного возраста. Вы как-то мониторите ситуацию с трудоустройством?
– Мониторить эту ситуацию сложно, я сужу по жалобам людей. Трудоустроиться с первой и второй группами инвалидности в районе почти невозможно. Людям с третьей группой инвалидности устроиться намного легче.
– Служба занятости сегодня очень активно занимается вопросами трудоустройства инвалидов, на каждый район выделяется квота. Специалистам ЦЗН иногда приходится даже искать людей под эти квоты. Ваша организация как-то сотрудничает с центром занятости в этих вопросах?
– Люди из числа наших активистов, желающих трудоустроиться, заключают договор с центром занятости, и сотрудники ЦЗН подыскивают им работу. Так через ЦЗН была устроена делопроизводителем в нашу организацию Гульшада Ломако. Сейчас мне нужен специалист по компьютерам. Но из числа инвалидов, стоящих на учете в ЦЗН, такого специалиста нам подобрать не могут. В основном людей с инвалидностью берут на неквалифицированный труд – уборщиками, сторожами. Но даже и такую работу дождаться непросто. Легче всего устроиться в коммерческие структуры, так как центр занятости выделяет субсидии на обустройство рабочего места для инвалида, и это очень привлекает работодателей: не нужно свои средства вкладывать. Поэтому многие идут на частные предприятия. Возможно, в городе эта проблема легче решается. Там ведь вообще жизнь кардинально отличается от сельской. Там и людей с инвалидностью, имеющих высшее образование и востребованную специальность, больше.
– В былые годы при обществах инвалидов существовали собственные производства, где люди что-нибудь производили и зарабатывали на своей продукции. Наверное, ведь и сейчас можно найти свою нишу и организовать свое дело, чтобы решить проблему трудоустройства хотя бы какой-то части членов своей организации.
– Такие задумки у нас есть. Когда в полную силу заработает санаторий «Серегово», мы хотим там открыть пункт проката спорт-инвентаря и средств реабилитации для людей с инвалидностью. Кроме того, у нас в планах – организовать выездные гастроли по районам творческого коллектива из Емвы «Вечники», с которым мы тесно сотрудничаем.
– Не могу не согласиться с тем, что имидж успешного человека во многом формируется и тем, как он проводит свой досуг. Какие возможности может предоставить ваша организация тем, кто желает реализовать свои таланты?
– Безусловно, для людей с инвалидностью очень важна физическая активность. Поэтому мы развиваем все доступные нам виды спорта, участвуем во всех спортивных мероприятиях на уровне района и республики. Мы в этом году выиграли грант КРО ВОИ на сумму 60 тысяч на реализацию проекта «Развитие спорта и организация досуга инвалидов». Закупили настольные спортивные игры. Причем все они новые и пока никому в республике не известные. Недавно у нас был районный молодежный слет, и нас с этими играми приглашали туда, чтобы мы научили молодежь играть в них. У нас уже есть ребята, которые хорошо играют. В перспективе мы собираемся организовать команду и провести чемпионат по настольным играм.
Кроме того, мы второй год подряд принимаем участие в республиканском конкурсе бардовской песни, который в этом году уже перешел в разряд межрегионального и привлек множество участников. Я сам лично принимал в нем участие два года подряд. На конкурс от районной организации ездили два человека – я и Ангелина Волкова из села Тракт.
В прошлом году я даже стал дипломантом в номинации «Автор музыки», исполнил песню на стихи Давида Самойлова «Грачи прилетели». А в этом году конкуренция выросла, и мне выдали только диплом участника. Правда, проблема была еще и в том, что я исполнял песню Леонида Сергеева, который был в составе жюри. К тому же мне выпало выступать первым, я разволновался, три куплета пропел прекрасно, а на четвертом споткнулся. Непростительная заминка все-таки была учтена жюри. Кстати, мы решили не ограничиваться только участием в конкурсе бардовской песни раз в год, а собрать всех лауреатов и дипломантов из соседних районов и провести сборный концерт для жителей Емвы на нашей сцене. Благо у нас в организации такая возможность есть – зал прекрасный. В дальнейшем планируем ездить с гастролями по районам.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Александр Люосев: «Жизнь инвалидов мало-помалу улучшается»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.