Воспоминание о будущем

Скульпторы пленэра зашифровали в камнях послание потомкам

В субботу в Финно-угорском этнокультурном парке завершил работу VII Международный симпозиум по скульптуре «Финно-угорский мир. Память». С 4 по 22 августа десять скульпторов, в числе которых были и три зарубежных гостя, создавали свои шедевры, судьба которых – украсить улицы Сыктывкара и аллеи этнопарка. Итоги пленэра подвел председатель правительства Коми Владимир Тукмаков.

IMG_2236 PSV_9378---kopiya_preview_610 PSV_9461_preview_610

IMG_2222 IMG_2289 PSV_9597_preview_610

В творчестве всегда интересен сам процесс. В этом году журналистам была предоставлена возможность не просто осветить открытие и финал пленэра, но и понаблюдать за процессом созидания прекрасного. За несколько дней до финала, когда скульптуры были практически готовы, корреспондент «Республики» еще раз посетила аллею скульпторов. Первое, что довелось увидеть, – это прекрасный ангел в лодочке. Дивного «Лугового ангела» изготовила из оцинкованной строительной сетки Анжела Разманова. В основном Анжелу знают как живописца, куратора нескольких проектов, доцента кафедры ДПИ факультета искусств Сыктывкарского университета. Своим участием в пленэре скульпторов Анжела подтвердила свои же слова, сказанные в день открытия: «Мы открыты для любого эксперимента». Эксперимент, можно утверждать смело, удался. Так же, как и у дизайнера Сергея Разманова, который вообще впервые серьезно обратился к камню.

Всех скульпторов условно можно было разделить на две категории: тех, которые шли от камня, и тех, кто, невзирая на особенность материала, ваял строго по эскизу. Сергей оттолкнулся от материала, изначально увидев в камне голову птицы. Его работа называется Варыш – по-коми, хищная птица из семейства ястребиных.

На камне у известного скульптора из Санкт-Петербурга Юрия Шилова, по его признанию, не было живого места. Гранит, как он утверждает, попался «взрывной», в выбоинах и трещинах. Но, как говорится, камень мастера боится. «Силуэт» – так называется замечательная работа мастера, в которой он классно обыграл все те самые выбоины и трещины, гармонично вписав их в фигуру как неотъемлемую составляющую. Учитывая сложность камня, скульптор прибегнул к болгарке, хотя, говорит, он привык больше работать шпунтом.

Художник из Удмуртии Виталий Окунь тоже пошел от камня, в котором сразу разглядел реликтовый мир животных. В конечном итоге свою скульптуру он назвал «Сотворение мира». Эту работу можно рассматривать долго, отгадывая очертания птицы с яйцом, рыбы-окуня или мамонтенка. Он единственный скульптор, который внес в работу элементы декоративности, подчеркнув отдельные детали камня разноцветной смальтой, которую специально привез из Ижевска. Эмоциональная, живая работа Окуня вызвала живой интерес и у председателя правительства республики.

Уроженец Калмыкии сыктывкарец Макта Дораев, как и на предыдущем пленэре, прибегнул к абстрактной форме, сотворив композицию из трех хорошо ошлифованных камней, напоминающих то ли снаряды, то ли выглядывающих из воды дельфинов. Тема симпозиума – «Память» оказалась весьма благодатной, ведь под нее можно подвести абсолютно все, равно как и зрителю трактовать все что угодно.

Венгерский ваятель Тамаш Эрдзи вдохновленно трудился над лицом венгерской девочки, которая, по его утверждению, очень похожа на тех девушек, которых он увидел на Коми земле.

Сложную скульптуру – образ Стефана Пермского с веслом – выбрал Александр Выборов. При этом было видно, что скульптор, преодолевая «каменные» трудности, не отступает от эскиза. Очень многослойную, тонкую, философскую скульптуру произвел позитивный и уверенный в себе мастер из Венгрии Маклоди Шандор. В его камне зашифрованы мифы и легенды о войне, доблести, любви, памяти.

Немного не уложился по времени к моменту закрытия пленэра норвежский скульптор Скотт Тое, не успевший доваять своего «Эмбриона». Впрочем, норвежец блестяще вышел из положения, философски отметив на закрытии, что эмбрион – это всегда нечто еще недовершенное, незаконченное.

По сути, что такое десять дней работы над скульптурой? Это безумно плотный, напряженный труд. Невзирая на дожди и сильные ветры на открытом всем стихиям пространстве. Это пыль, усталость и опасение не успеть – ведь из числа всех участников пленэра профессиональное образование было только у двоих: у Шилова и Шандора. Пленэрная работа, как отметила куратор и руководитель проекта Ольга Орлова, требует полной концентрации, которую выдерживают далеко не все. Стоит вспомнить, что на предыдущих пленэрах не все скульпторы из числа профессионалов доводили работу до конца.

И тем не менее седьмой симпозиум скульпторов руководитель проекта отметила как один из лучших, а территорию этнопарка – просто идеальной площадкой для творчества. Трудно не согласиться: природа, открытое пространство, вид закатов и рассветов, ыбский храм, хорошо видимый с этого места, быстро меняющаяся природная стихия – что может быть лучше для художника.

Осмотрев арт-объекты, Владимир Тукмаков отметил ценность каждой скульптуры, попросив представителей Национальной галереи и этнопарка совместно с авторами работ грамотно и композиционно верно их расставить на территории этнопарка, чтобы они заняли в нем почетное место.

Председатель правительства не случайно акцентировал на этом внимание: несколько неприкаянными выглядят объекты от прежнего пленэра, которые хоть и создавались не на территории этнопарка, но должны были украсить здешний ландшафт, а не лежать сиротливо сваленными в кучу.

Прежде чем вручить скульпторам дипломы участников, Владимир Тукмаков отметил, что завершение скульптурного симпозиума традиционно совпадает с праздником государственности Коми и поздравил собравшихся с Днем республики. Он также подчеркнул необходимость международного сотрудничества, в том числе и на площадке этнопарка.

– Международный симпозиум стал одним из ярких событий в области культуры Республики Коми. В нем принимают участие наши постоянные и верные друзья из Республики Удмуртия, Санкт-Петербурга, второй раз при поддержке Венгерского культурного центра – мастера из Венгрии и впервые – гость из Норвегии, влюбленный в русский Север художник Скотт Тое. Для нас, конечно, участие наших зарубежных партнеров – очень большая честь. Венгрия и Норвегия – это страны, с которыми республика поддерживает связи в различных сферах, в том числе и в сфере культуры. Это очень важно, поскольку способствует взаимопониманию между людьми, разрушению барьеров и мифов, которые нередко разделяют народы. Каждый из участников симпозиума подарил нам часть своей души, часть истории своего народа. Впервые симпозиум вышел за пределы Сыктывкара, благодаря чему этнопарк не только получил замечательные скульптуры, но и приобрел еще одно перспективное направление развития в качестве площадки для международного сотрудничества, – заключил он.

Ответное слово от участников симпозиума на весьма неплохом русском языке держал норвежец Скотт Тое.

– Мы жили в этом прекрасном месте и работали с камнем. Это была трудная работа. Ваш камень имеет очень твердый характер, как женщины у нас в Норвегии. Но ваши инструменты очень острые, – подметил гость, продемонстрировав с трибуны забинтованную руку. – Не знаю, что тяжелее – сделать скульптуру из твердого камня или стоять на сцене и держать речь по-русски. Россияне – очень вежливые люди, ведь даже если мой русский кажется странным и они меня вообще не понимают, то говорят: «А, молодец, вы говорите по-коми!» Национальная галерея собрала десять художников вместе, чтобы оставить след на земле Коми. Большие камни из матушки земли, как большие алмазы, и это была наша задача – сделать из них что-то интересное. Мы оставили в них сообщение на будущее языком искусства. Искусство является универсальным языком. Этот язык отделяет нас от обезьян. Иногда я думаю, что наши политики по-прежнему говорят на языке обезьян. Но наши, не ваши. Этот проект состоялся в тот момент, когда культура, кажется, работает лучше, чем дипломатия. Мы должны сохранить открытые каналы между нашими странами.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

и агентства БНК

Оставьте первый комментарий для "Воспоминание о будущем"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.