«Черинянь гаж» на свежем тесте

«Ыбица продакшн» выводит праздник рыбного пирога на новый уровень

28 июня в деревне Бызовая Печорского района пройдет праздник рыбного пирога («Черинянь гаж»). Встреча почитателей культуры древних коми состоится уже в четвертый раз, но уже в республиканском статусе. При этом команда профессионалов из компании «Ыбица продакшн» уже создала для него каркас настоящего бренда.
Об этом подробно рассказали на посвященной грядущему празднику пресс-коференции его организаторы.

KBV_1921 ЯЩЕР ГОТОВО

Праздник-уникум

Научный сотрудник отдела фондов Национального музея Анастасия Белицкая рассказала, что деревня Бызовая – место уникальное, ведь она была основана в восемнадцатом веке выходцами из ижемских сел Мохча и Щельяюр, но люди там жили задолго до этого. В шестидесятые годы прошлого века ученые обнаружили там охотничий лагерь и кладбище мамонтов, датируемые первой половиной верхнего палеолита (это 28-27 тысяч лет назад). Это место является одним из самых ранних памятников археологии, известных на территории Европейского Северо-Востока.

Говоря о месте проведения «Черинянь гаж», и.о. руководителя администрации Печоры Антон Ткаченко отметил, что местное население всячески старается поддерживать традиции.

– Мы тоже в этом крайне заинтересованы. За время проведения праздника он так хорошо себя зарекомендовал и пользовался такой популярностью, что мы поняли: он нуждается в дальнейшем продвижении. Причем не только на региональном, но и на всероссийском, и даже на международном уровнях, – рассказал Антон Ткаченко.

Он также окрестил «Черинянь гаж» «событийным гастрономическим фестом» и, задав самому себе вопрос: «Что же в нем особенного?», сразу ответил, что «по большому счету – все».

Еще в 2010 году в честь празднования 215-летия со дня основания старейшего населенного пункта Печорского района, деревни Усть-Кожва, там решили установить кулинарный рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса, и испекли гигантский черинянь. Тогда длина пирога-великана составила 10 метров 55 сантиметров, высота – четыре с половиной сантиметра, ширина – двадцать пять. Вес кулинарного изделия потянул на целый центнер.

Рыба с рогами оленя

Подробно о фирменном стиле праздника рыбного пирога рассказали директор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк и ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми КНЦ УрО РАН Павел Лимеров. Последний поведал историю о том, как в творческих муках рождался логотип праздника, над которым работал известный художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Перед художником была поставлена непростая задача: надо было связать воедино уникальную концепцию, основанную на двух историко-культурных комплексах.

– Во-первых, это этнографический пласт, связанный с аутентичной средой деревни, а во-вторых, археологический, связанный с ее палеолитическими памятниками. Мы работали все вместе. Каждый высказывал какие-то идеи, а Юрий потом работал над их воплощением в своей мастерской. Конечно, ему было труднее всех, потому что каждый из нас мог такого навыдумывать! – рассмеялся Павел Лимеров. – Я регулярно приходил к нему и следил за процессом работы, советовал что-то. Логотип рождался очень долго, и окончательный вариант был создан тогда, когда уже все сроки поджимали.

Как отметил Павел Лимеров, нелегкий путь через творческие искания был проделан автором не зря и окончательный вариант логотипа понравился всем. Это щука с рогами, несущая на своей спине семью мамонтов. Логотип, по словам Павла Лимерова, скрывает в себе множество смыслов. Щука символизирует богатство рыбой реки Печоры, на правом берегу которой и стоит Бызовая. А ведь рыба – это традиционный продукт на коми столе. Также именно рыба в представлении большинства народов Севера является одним из сакральных символов человека, хозяина рек и проводника между миром людей и миром духов. Но самое интересное, о чем тоже рассказал Павел Лимеров, именно так – в виде рыбы – представляли себе древние народы Севера мамонтов, чьи кости они часто находили.

Появление мамонта в образе рыбы-щуки Павел Лимеров объяснил особенностями фольклора северных народов и древними легендами. В коми языке есть названия «мамант», «мамон», «мухор», что в переводе означает «подземный олень», то есть в представлении древних это некое подземное животное, отождествляемое из-за наличия бивней с оленем. По другой коми легенде, мамонт стал причиной Всемирного потопа: он был настолько тяжелым, что провалился в землю, как в воду.

– Мамонт ходил повсюду, и на земле начался потоп. В это время на земле жил Ной, которому Господь (Ен) повелел построить большой ковчег и погрузить на него всех животных по паре. Все животные взошли на ковчег, но для мамонтов места не было, и они все утонули: «И пришел самый последний зверь – мамонт. И стал сажать в ковчег мамонта Ной, и не сел в ковчег мамонт. И все мамонты утонули, не осталось их рода на земле, все погибли. И проклял его Ен: «Пусть же отныне и вовек твоего рода не будет!». И кончился мамонт. С тех пор и нет мамонта, – кратко пересказал легенду Павел Лимеров.

Директор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк добавила красок в рассказ Павла Лимерова. По ее словам, рабочая группа осмыслила и дополнила логотип сопутствующими элементами: бивни и кости мамонтов на дне реки, рыбы, плывущие вверх по течению Печоры, береза как символ моста между мирами, а также утки, летящие по Млечному пути. Путь уток у коренных коми считался дорогой из мира мертвых в мир живых.

По словам генерального директора компании «Ыбица продакшн», каждый элемент логотипа наполнен особым смыслом.

– Рыба с рогами оленя и есть мамонт – подземное животное, которое своими рогами (бивнями) роет подземные ходы. Его рога, то есть бивни, символизируют не только принадлежность к территории Бызовой, но и реку Печору, где водится много рыбы. Рыбы в рыбе – это и есть рыбный пирог. Сам рисунок выполнен в охристой цветовой гамме, которая отсылает нас к древним пещерным рисункам палеолита, выполнявшимся в таком же цветовом ключе – охра связана с символикой жизни. С другой стороны, это и цвет рыбного пирога – черинянь, который традиционно выпекали из ржаной или ячменной муки. На плавниках и хвосте рыбы воспроизведен орнамент печорских коми. Три мамонта на спине рыбы – те самые, что протоптали реку Печора. Кроме того, в логотипе мамонты символизируют семейственность, ведь «Черинянь гаж» в первую очередь семейный праздник. Здесь представлено много деталей и заложено много смыслов. Мы уверены, что логотип «Черинянь гаж», увиденный однажды, уже не забудется, – рассказала Анна Манюк.

«Черинянь гаж»
ждет гостей

Сам праздник рыбного пирога будет состоять из десяти тематических полян: «Экологическая», «Семейная», «Мастеровая», «Ярмарочная», «Журчащий ручей», «Рыбная», «Обрядовая», «Историческая», «Народная» и «Поляна мастериц». На этих полянах будут проходить различные викторины и интересные мастер-классы. Гостям полян будет предложено стать активными участниками и выиграть один из десяти медальонов в виде рыбки. В финале праздника эти медальоны можно будет обменять на настоящий черинянь – тот самый рыбный пирог, испеченный по старинному рецепту.

– Когда мы возрождаем древние мифы, символы, мы придаем празднику некий сакральный, священный смысл и вводим его в контекст народной религиозности. Этим и определяется бытие праздника. Это мировая тенденция, один культуролог назвал это «волей к сакральному». Мы возвращаемся к мифам, чтобы возродить самих себя. На примере Бызовой мы проделали такую работу, и это тоже глубоко символично – мы утверждаем и саму Бызовую, и сам праздник на уровне нового религиозно-мифологического контекста, который с новой силой воплощается в современности и интересен сам по себе, – сказал Павел Лимеров.

Организаторы ожидают на празднике около десяти тысяч гостей. Для принятия такого количества людей в районе отрабатывается грамотная транспортная логистика, разработаны схемы размещения гостей, создан специальный туристический продукт «Черинянь гаж».

Как отметил Антон Ткаченко, в районе создается соответствующая инфраструктура, разработаны специальные туристические маршруты, ведущие на поляны праздника рыбного пирога. Добраться из Сыктывкара до Печоры можно сразу несколькими способами. Во-первых, ежедневно по будням в 13.30 из столицы Коми в Печору совершает рейсы перевозчик «Комиавиатранс». Кроме того, можно воспользоваться железнодорожным транспортом.

– Можно и на машине по «летнику» через паромную переправу. Основной пункт назначения – Печора. Дальше можно по отличной асфальтированной дороге доехать до Бызовой. Восемнадцать километров – и вы оказываетесь в совершенно другом мире. Автобус туда ходит четыре раза в день. К гостиничным комплексам в районе пока есть вопросы, но сами гостиницы у нас есть. Есть у нас и туристическая база «Бызовая», мы планируем ее открытие в день проведения «Черинянь гаж». Но самое привлекательное предложение – это возможность пожить на постоялом дворе у коренных жителей Бызовой, проникнуться бытом коми народа, почувствовать на себе уникальность этих мест, – рассказал Антон Ткаченко.

Желающие могут приобрести трехдневный тур «Черинянь гаж» за 7500 рублей и решить все вопросы сразу, чтобы спокойно наслаждаться праздником. Подробнее о приобретении тура можно узнать, отправив письмо по электронной почте (info@komi-tour.ru) или позвонив по телефону (8-8212) 20-00-60. Кроме того, организаторами праздника объявлен масштабный фотоконкурс «Я люблю «Черинянь гаж», условия участия в котором можно узнать в группе «ВКонтакте» – vk.com/cherinyangazh.

Ярослав СЕВРУК

Фото Юрия КАБАНЦЕВА

Оставьте первый комментарий для "«Черинянь гаж» на свежем тесте"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.