Руководство к действию

Правительство Коми пересмотрит приоритеты в экономике с учетом новых реалий

Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года будет комплексно переработана с учетом новых экономических реалий. Об этом заявил Вячеслав Гайзер 24 апреля в ходе заседания расширенной коллегии министерства финансов и министерства экономического развития региона.

На коллегии были подведены финансовые итоги минувшего года и намечены задачи, которые предстоит решить в текущем. Как сообщила министр финансов Коми Галина Рубцова, в 2014 году в республике собрано в бюджет России 129 миллиардов налоговых доходов, из них 54 миллиарда (44 процента) оставлены региону. В итоге поступления в консолидированный бюджет республики составили 65,8 миллиарда рублей, что на 3,6 миллиарда (5,8 процента) больше в сравнении с 2013 годом. Но одновременно выросли и расходы: к уровню 2013 года – на 2,8 процента и составили 76,7 миллиарда рублей. Дефицит в 10,9 миллиарда рублей полностью покрыт за счет привлеченных коммерческих кредитов, что не может не тревожить, поскольку на обслуживание государственного долга приходится тратить все больше и больше средств. И при этом необходимо выполнять все взятые республикой социальные обязательства перед населением. Галина Рубцова привела показательную статистику: доля зарплаты бюджетников в расходах выросла с 35 до 43 процентов (на 8,5 миллиарда рублей), но ожидаемого повышения качества оказания госуслуг не произошло.

Вячеслав Гайзер, чье выступление открывало коллегию, представил своего рода руководство к действию:

– Сейчас сама жизнь диктует необходимость перехода к эффективным бюджетным расходам, надо проанализировать их первоочередность на всех уровнях бюджета – от поселений до республики. Необходимо комплексно переработать стратегию социально-экономического развития Коми с учетом изменившихся реалий. Оперативным инструментом реализации переработанной стратегии должны стать обновленные государственные программы по поддержке нашей экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, созданию предпосылок для увеличения занятости, доходов и улучшения условий жизни населения.

Глава региона отметил, что органам местного самоуправления необходимо обеспечить своевременное и целевое осуществление инвестиционных расходов, а кураторам государственных программ – усилить контроль результативности и обоснованности этих расходов, при необходимости перераспределять ресурсы в пользу социально эффективных и результативных направлений и объектов.

В сфере доходов необходимы жесточайший анализ и более тесное взаимодействие с налогоплательщиками, а также мобилизация всех доходных источников.
В том числе завершение работы по переоценке кадастровой стоимости земельных участков и проведение сплошной инвентаризации неучтенных объектов недвижимости на территории муниципальных образований.

– Необходимо также активизировать взаимодействие с федеральными органами власти по привлечению дополнительных финансовых ресурсов в Республику Коми. Приоритет должен быть отдан проектам, где доля федерального софинансирования максимальна, – сказал Вячеслав Гайзер.

Глава республики особо подчеркнул, что незыблемыми должны оставаться «главные постулаты» социально-экономического раз-
вития региона: своевременная и в полном объеме выплата заработной платы, реализация майских указов президента России и всех взятых социальных обязательств.

– Наша основная задача – перегруппировать расходы таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих приоритетов, – резюмировал Вячеслав Гайзер.

Большую роль в этих условиях приобретает прогнозирование. Тенденциям в экономике региона был посвящен доклад министра экономического развития Владимира Бармашова. Ожидается снижение инвестиций в основной капитал ряда отраслей, в частности в строительстве, а также повышение индекса потребительских цен и рост безработицы. Справляться с новыми вызовами времени, как отметил министр, поможет развитие человеческого потенциала, экономики и территорий. Разработан план первоочередных мер по обеспечению стабильного положения экономики. В их числе содействие в снижении издержек бизнеса, недопущение необоснованного роста цен, еженедельный мониторинг объема задолженности.

Фантастические примеры неэффективного расходования средств по контрактам государственных и муниципальных закупок представил председатель контрольно-счетной палаты Коми Михаил Евдокимов. За прошлый год КСП проанализировала 399 государственных и муниципальных контрактов. В 56 случаях были выявлены грубые нарушения законодательства о размещении заказов на сумму почти в полмиллиарда рублей.

В одном муниципалитете было проверено 27 контрактов, где обнаружили 120 фактов нарушения законодательства размещения заказов: бытовая техника или другое оборудование приобреталось по ценам, в разы превышающим имеющие на тот момент рыночные предложения. Некоторые покупки обходились дороже до 3,5 раза. Например, в сфере здравоохранения были выявлены факты простоя 44 единиц закупленного медицинского оборудования.

– Приведу совсем уж фантастические примеры: для роддома мы купили компьютерный комплекс, который можно использовать только для детей старше шести лет. В школьную столовую приобрели посудомоечную машину, но в этой школе нет канализации, – поделился казусами Михаил Евдокимов, подчеркнув, что управление закупками нужно строить на принципах ответственности и эффективности и покупать только то, что будет точно использоваться.

Лина ПЕРОВА

Оставьте первый комментарий для "Руководство к действию"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.